Не оставляйте младенца плакать, он станет невротиком. Нельзя принуждать и наказывать ребенка — это его травмирует. Для многих современных родителей идея о вреде ранней травмы стала аксиомой. Они хорошо знакомы с популярной психологической литературой, в которой понятие детской травмы, ее причин и последствий, введенное Зигмундом Фрейдом, получило более широкое толкование.
«Конечно, бывают травмирующие события, которые воздействуют на ребенка настолько сильно, что он теряет способность выстраивать свое поведение в соответствии с внутренними потребностями и внешними обстоятельствами, и это в итоге деформирует его личность, — объясняет психотерапевт, специалист по работе с травмой Варвара Сидорова. — Но многие травмы не настолько фатальны и не становятся приговором.
Если взрослые внимательны и заботятся о создании условий, в которых ребенок чувствует безопасную привязанность, рана затянется. Последствия многих травм можно ослабить уже во взрослом возрасте. Даже самое страшное, что может произойти с ребенком, — потеря родителей — не обязательно приведет к остановке в развитии».
Родители часто (и ошибочно) принимают за травму любое детское огорчение или недовольство и всю жизнь с ребенком пытаются выстроить так, чтобы тот не расстраивался и не плакал.
Одни готовы развлекать дочь часами, лишь бы она съела ужин без капризов. Другие, лишив ребенка планшета за какую-то провинность, сразу отменяют наказание и упрекают себя в бессердечии, заслышав его рыдания.
Третьи отказываются водить сына в детский сад и держат дома с няней, вместо того чтобы найти подходящий коллектив сверстников и позволить ему привыкнуть к общению с другими людьми.
Родителям не следует специально «готовить детей к трудной жизни» — вести себя подчеркнуто жестко, игнорировать все их запросы, провоцировать ссоры: ребенок должен ощущать себя дома в безопасности
«Если ребенок не сталкивается с огорчениями и ограничениями, живет в семье, которая заботится об удовлетворении всех его потребностей и желаний, то, попадая во внешний мир, он вдруг понимает, что не все готовы идти ему навстречу, — объясняет Варвара Сидорова. — Это открытие может вызывать в нем сильную фрустрацию, которая искажает его развитие».
Разумеется, родителям не следует специально «готовить детей к трудной жизни» — вести себя подчеркнуто жестко, игнорировать все их запросы, провоцировать ссоры: ребенок должен ощущать себя дома в безопасности. Но чуткие взрослые всегда заметят, когда у ребенка есть ресурсы справиться со стрессом, когда можно и нужно проявить строгость.
В небольших дозах фрустрация необходима — она, подобно прививке, помогает сформировать иммунитет к трудностям и ослабить их отрицательное воздействие в дальнейшем.
Об эксперте
Варвара Сидорова, психотерапевт, семейный психолог, специалист по работе с травмой.
З. Фрейд «Исследования истерии» в Собр. соч. в 26 томах, т. 1 (Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005).