Отправляя своего ребенка, обычно подростка 14–17 лет, в школу Европы или Америки, родители руководствуются самыми благими намерениями: дать ему качественное образование в безопасном окружении, помочь стать самостоятельным… Но ясные цели не избавляют их от чувства беспомощности и тревоги, когда сын или дочь покидает дом. Как ребенок приспособится к новым условиям? Кто ему поможет в незнакомой стране? Его отъезд (пусть даже на полгода) взрослые часто переживают как потерю смысла жизни. Отсутствие привычных забот, свою неприкаянность, ненужность ощущают все родители, но особенно остры переживания в семьях, где жизнь была построена вокруг интересов ребенка. Многие сомневаются в правильности своего решения, чувствуют вину за то, что не могут быть рядом, борются с желанием выехать к ребенку, чтобы взять ситуацию под контроль...
Об этом
О феномене «опустевшего гнезда» рассказывает системный семейный психолог Анна Варга в книге «Введение в системную семейную психотерапию» (Когито-центр, 2011). Лучше понять своего взрослеющего подростка поможет также антология «Подросток и семья», составленная психологом Даниилом Райгородским (Бахрах-М, 2002).
Наберитесь терпения и примите факт, что адаптация к новым условиям не будет быстрой. Особенно труден первый год: в это время детям требуется постоянная поддержка. На расстоянии непросто понять, что хочет сказать ребенок, когда он «расклеивается» и просит вернуть его домой. Ведь разговоры по скайпу или по телефону, как правило, происходят поздно вечером, когда он устал после учебного дня. Важно избегать крайностей: отмахиваться («не выдумывай») или, жалея ребенка, (по первому его требованию) предлагать ему вернуться. Расспрашивайте его о впечатлениях, отношениях со сверстниками, учителями, спокойно разбирайте сложные для него ситуации. Многие родители говорят о том, что на расстоянии их общение с детьми стало более содержательным, глубоким, открытым. Подростки поднимают темы, которые раньше никогда не обсуждали. С другой стороны, родительские амбиции и самолюбие («я все для него сделал, а он не справился!») не должны помешать увидеть непереносимую для ребенка ситуацию. Вы сможете объективнее оценить его состояние, если постараетесь спокойнее относиться к его возможному возвращению домой. Но если подросток чувствует апатию, теряет кураж и интерес к жизни, на помощь надо мчаться немедленно.
Галия Нигметжанова, психолог московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».