Проводить новогоднюю ночь в семейном кругу — прекрасная традиция, но родителей старшего подростка может встревожить его упорное нежелание эту традицию нарушить. Почему сын, такой взрослый, не стремится в гости, а дочь не спешит на вечеринку или с друзьями в парк?
Они ищут свой круг. «В 11–13 лет подросткам важно просто принадлежать к какой-то компании, проводить время со сверстниками, независимо от того, совпадают ли их интересы, — объясняет Галия Нигметжанова. — Но к 16 годам все более очерчивается контур собственного автономного «Я», и близость взглядов на мир, на свое предназначение становится основой, критерием, по которому выбирается друг и компания. И к качеству общения, и к друзьям старшие подростки выдвигают высокие, даже максималистские требования». Возможно, ваша дочь или сын просто не нашли еще «свой» круг, но уже не готовы проводить время в компании, неблизкой по духу, общаться с теми, кто непонятен или неинтересен.
Им сложно решиться на смену ролей. Праздник, а особенно Новый год с его аурой рубежа жизни, с ожиданиями чудес и волшебства, — событие особое. Он требует смены ролей, выхода из шаблонных связей, прорыва в эмоциях. Уютная домашняя обстановка с привычной системой отношений не отвечает потребности в освоении новых образов и воплощении «разных себя». Так что желание подростка остаться дома может говорить о его неготовности проявлять себя необычно. Девочка-отличница может отказаться пойти в клуб потому, что на этом «тупом» мероприятии боится показаться неуклюжей в танцах и уступить статус лидера другой девочке. А юноша-музыкант уверен, что не впишется в интеллектуальную компанию брата — будущего программиста. Страх потерять лицо, выйти из зоны комфорта и открыться новому может привести к одиночеству не только в праздники.
Они хотят, чтобы мы поддержали их эксперименты. «Праздники и каникулы, проведенные взрослеющим ребенком в одиночестве, — это не причина для серьезного беспокойства, — уверена Галия Нигметжанова. — Но если уединение затягивается, если и раньше, в 10–15 лет, у него не было друга или приятелей, отнеситесь к ситуации внимательнее. В первую очередь подумайте, не слишком ли жестко вы отводите ребенку определенную роль (прилежного ученика, успешной спортсменки, заботливого брата, домашней девочки…)? Не ограничиваете ли его в освоении новых отношений (запрещая отправиться в поход с классом или остаться ночевать у подруги)? Не слишком ли строги в оценках его внешности и его попыток экспериментировать с прической, одеждой и собственным стилем? Насколько вы готовы принять эти поиски ребенком своего «Я» и сохранить диалог с ним в момент самых неожиданных его экспериментов? От этого во многом зависит его умение предъявлять себя сверстникам, не обесценивая при этом любое окружение.