Мы всегда предпочитаем получить удовольствие или выгоду прямо сейчас, а не в будущем ‒ это одна из фундаментальных закономерностей человеческого поведения. Вопрос лишь в том, насколько предполагаемая выгода в будущем должна превышать сиюминутную, чтобы выбрать все-таки ее, и что влияет на наши оценки.
Благодаря исследованию* психолога Дэвида Дестино (David DeSteno) из Северо-Восточного университета (Бостон) и его коллег из Гарварда и Калифорнийского университета в Риверсайде (США) теперь мы знаем об этом чуть больше. В июньском выпуске журнала Psychological Science опубликован отчет об их эксперименте. Участников разделили на три группы и в каждой предложили на выбор взять 54 доллара немедленно или 80 через месяц.
При этом в одной группе людям «сообщали» эмоцию счастья, настраивая их на соответствующий лад, в другой – эмоцию благодарности, а третью оставили контрольной и не вызывали у попавших в нее участников никаких чувств.
Потерпеть и получить 80 долларов, но через месяц, а не 54, но сейчас, согласились те, кого исследователи привели в благодарное расположение духа, а в контрольной группе и даже в группе, напитавшейся счастьем, участники все-таки предпочли настоящее будущему. Ранее, замечают авторы работы, уже было установлено, что чувство печали, наоборот, ослабляет силу воли и провоцирует нетерпение в финансовых вопросах.
Эксперимент Дестино натолкнул другого американского психолога, профессора Кит Ярроу (Kit Yarrow) из университета Голден Гейт в Сан-Франциско, на размышления о том, как можно использовать полученные знания в борьбе с шопоголизмом. Собственные исследования Ярроу указывают: когда люди совершают внезапные избыточные покупки, они либо пытаются восполнить этим ощущение скуки и пустоты в своей жизни, либо пребывают в рассеянном состоянии и не сосредоточиваются полностью на том, что делают. Обеим этим причинам Ярроу предлагает противопоставить эмоцию благодарности.
Всякий раз, испытывая приятные переживания, будь то дружеская встреча или нежное дуновение ветерка, вкусный обед или любование красотами природы, стоит поблагодарить судьбу за эту радость, причем не для отвода глаз, а искренне и вдумчиво, концентрируясь на своих чувствах. Тогда и ощущение жизни станет полнее, а порыв заполнить пустоту внутри чем-то – не таким сильным. Кстати, в числе радостей, достойных благодарности, вполне может быть и шопинг: признательность за приобретенную хорошую вещь поможет воздержаться от дальнейших, уже ненужных покупок.
* David DeSteno et al. «Gratitude ‒ A Tool for Reducing Economic Impatience», Psychological Science, June 2014.