Королевские крестины: откуда столько эмоций?
Кейт Миддлтон и принц Уильям с сыном. Крестины
Кейт Миддлтон и принц Уильям с сыном. Крестины
Станислав Раевский, юнгианский аналитик, сопредседатель Московской ассоциации аналитической психологии (МААП)
Станислав Раевский, юнгианский аналитик, сопредседатель Московской ассоциации аналитической психологии (МААП)

Psychologies: Почему мы радуемся событиям, которые не имеют к нам никакого отношения? К примеру, крестинам принца Джорджа...

Станислав Раевский Станислав Раевский Мы эволюционно формировались как существа коллективные, наши эмоции выстроены под то, чтобы заражаться эмоциями коллектива. В этом смысле естественно реагировать на появление ещё одного ребёнка в нашем большом человеческом племени. Мы можем мысленно занять место счастливых родителей и порадоваться за них.

Как правило, под публикациями о крестинах принца появляются не только доброжелательные комментарии, но и реплики вроде «Ну и что вы радуетесь? Нашли повод».

С одной стороны, подобная реакция – симптом эмоционального неблагополучия самих комментаторов. С другой стороны, они довольно справедливо замечают, что поводы для радости бывают разные, в том числе и гораздо более серьёзные. Хороший пример приведен в книге «Чёрный лебедь» Нассима Николаса Талеба: все ливанцы переживали за ребёнка, упавшего в колодец в Италии, в то время как в том же Ливане гибло множество людей, в том числе детей. Странно? Да, но так устроен человек. Наше внимание часто привлекают к тем событиям, которые нас точно заденут. Скажем, естественно огорчаться поражению нашей сборной футбольной команды. Хотя, в общем-то, какая разница – победила она или нет? А вот решения важных экологических проблем, новые способы лечения рака и другие серьёзные достижения нас не так сильно волнуют. Некоторых из нас удручает, что люди радуются незначительным поводам вместо того, чтобы думать о спасении жизни миллионов. Скажем, решение конфликта в Сирии – серьёзный повод для радости, а мы вместо этого радуемся свадьбе и крестинам в королевской семье.

Но ведь это не значит, что им не стоит радоваться?

Разумеется, ведь это простые человеческие радости, которые будут всегда актуальны. Традиционно на свадьбы приглашали всю деревню. Сегодня численность нашей мировой деревни увеличилась до нескольких миллиардов, границы расширились - вот и нас с вами приглашают на это событие через экран.Конечно, было бы оптимально, чтобы такую же острую реакцию вызывали и радостные события в жизни тех, кто нам близок. Но мы плохо взаимодействуем друг с другом, и получается подмена: вместо того, чтобы испытывать те же эмоции к свадьбе или крестинам в семье соседей, мы их испытываем к английским принцам и принцессам.

Лариса Харланова, клинический психолог, аналитический психолог, член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП)
Лариса Харланова, клинический психолог, аналитический психолог, член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП)

Psychologies: Чем можно объяснить нашу радость за совершенно чужую нам королевскую семью?

Лариса Харланова Лариса Харланова Я думаю, все дело в том, что наша психика очень “старая“ — конечно, я имею в виду коллективную психику и то, что называется коллективным бессознательным. В преддверии таких событий как рождение и крещение младенца в королевской семье мы оказываемся под воздействием архетипа Божественного ребенка. Достаточно вспомнить сказки: отсутствие детей в королевской семье, бесплодие королевской пары является серьезнейшей проблемой и угрозой для всего королевства. Многие сказки начинаются с обозначения этой беды и, как правило, заканчиваются счастливым рождением наследника. Мы интересуемся новостью о появлении на свет не просто некоего младенца, а именно младенца в королевской семье. В символическом плане нам необходимо подтверждение, что королевство будет развиваться, что жизнь продолжается. И в этот момент нам совсем не важно, где это происходит, и имеет ли к нам какое-то отношение. Во время таких событий в нас оживают надежды на лучшее, подтверждается непрерывность жизни.

Не меньше нас задевают и трагедии в жизни коронованных особ?

Конечно. Вспомните, как все были поражены гибелью принцессы Дианы – по той же самой причине. В сказках принцессы порой переживают очень трудные события, часто являются причиной гибели других людей, например, претендентов на их руку и половину королевства, но они очень редко гибнут сами. Принцессы просто не могут погибать — это означает катастрофу, остановку развития, конец истории. Так что после того страшного известия люди реагировали не только на факт гибели конкретного человека. В душе, воспитанной на сказках, отзывалась болью невозможность принять гибель принцессы.В целом, и на радостные, и на трагические события в королевских семьях реагирует не сознательная часть нашей психики, а бессознательная. Мы оказываемся под воздействием архетипов, поэтому эмоции, которые мы можем испытывать в эти моменты, так сильны и не всегда понятны нам самим.

Читайте также об этом: