Обычно мы довольно быстро составляем первое впечатление о людях, но далеко не всегда оно оказывается правильным. Зачастую наше знание о человеке формируется на основе внешних черт, таких как красота или привлекательность, и мы начинаем приписывать мужчине (или женщине) целый набор положительных («эффект ангела»), или отрицательных («эффект дьявола») черт.
Джереми Гибсон (Jeremy Gibson) и Джонатан Гор (Jonathan Gore) из Восточного университета в Кентукки (США), провели эксперимент, чтобы определить, как физическая привлекательность и соблюдение социальных норм влияет на восприятие мужчин женщинами. 170 студенткам показывали фотографии мужчин и рассказывали историю. На одной из двух фотографий лицо мужчины было привлекательным, на другой – нет. В одной из историй мужчина совершал некий нехороший поступок, в другой – нет.
Выяснилось, что когда антисоциальный поступок совершал некрасивый мужчина, отношение к нему сильно ухудшалось – словно «эффект дьявола» работал с удвоенной силой. Напротив, отношение к оступившемуся красавцу обычно не менялось. «Женщины готовы терпеть некрасивых мужчин, только если они ведут себя прилично», – комментирует полученные результаты Гибсон.
Эффекты «ангела» и «дьявола» часто играют большую роль при поиске партнера на сайтах знакомств. Гибсон и Гор считают, что, если в анкете на сайте внешне непривлекательный мужчина сообщает о себе что-то необычное, женщины скорее всего его проигнорируют. Если та же информация обнаружится на странице красавца, интерес к нему вряд ли угаснет. У не самых привлекательных мужчин, которые не сообщают о себе ничего настораживающего, также есть шансы.
Подобные результаты имеют значение и для судебной системы. Исследования показали, что внешне непривлекательным подсудимым обычно назначают более суровые наказания. Действительно, подсудимый по определению подозревается в совершении антисоциальных действий, и вполне вероятно, что на взгляд присяжных также влияет «эффект дьявола».
Подробнее см. J. Gibson, J. Gore «You’re OK Until You Misbehave: How Norm Violations Magnify the Attractiveness Devil Effect», Gender Issues, онлайн-публикация от 27 мая 2015 года.