Наталья Дятко: «У зла нет национальности»

Odry-nety : Вот очень хочется прочесть компетентные комментарии профессиональных психологов к этой жалобной статье! Потому что я довольно молода и не застала, слава богу, развал Союза и те ужасы, которые описывают другие очевидцы, но даже у меня неприятный опыт с мигрантами: у меня украл сумку мигрант (когда в милиции писала заявление, меня спросили: узбек или кавказец, а я даже не знаю – что, я его разглядывала?). Я до сих пор не могу в душе простить его, и, разумеется, злость распространяется и на тех женщин многодетных, которые разгуливают беременные четвертым ребенком, когда русские себе и одного ребенка могут с трудом позволить обеспечить. Понятно, что политика должна меняться сверху. Но нам-то, обычным людям, как психологически жить в условиях, которые явно некомфортны для большинства?! Пожалуйста, Psychologies, дайте советы! Очень не хочется испытывать негативные эмоции по этому поводу.

Наталья Дятко: Уважаемая odry-nety. Вы просите комментарии к «жалобной статье». Меня она, конечно, тронула. Много чувств, целый клубок: обида (что все так, как есть), недоумение (как вообще возможно было допустить все это), гнев (потому что создается впечатление, что эта проблема не решается на госуровне), страх (за жизни: свою, детей, других людей). И все эти чувства такие сильные… Потому что речь идет не о том, что мне все это просто НЕ НРАВИТСЯ, а о безопасности, о самой возможности БЫТЬ. И это так сильно, что я почти уже обнаружила себя втянутой в игру «Кто виноват?». А она бессмысленна. В ней нет победителей. Вернули меня опять к себе слова из письма Майсары: «У зла нет национальности». Очень точно. И тогда я посмотрела внимательнее в себя. И здесь началась санация собственной психики от этих националистических настроений. Я не могу ничего сделать на уровне принятия государственных решений этих вопросов. Да, не могу, потому что не пойду на «марши», на «баррикады» тем более. У меня другие задачи. А кто-то пойдет и таким, присущим ему образом будет «решать» эту задачу. То, что есть (ситуация с мигрантами), – это реальность, рамки, в которых я должна строить свою жизнь. И я внимательно смотрю, что подвергается опасности, что и как я должна защитить в своей жизни. Где должна быть бдительной? Смотрю очень-очень внимательно и называю честно своими именами. И тогда вдруг с удивлением обнаруживаю следующие факты. За последнее время на рынке продавцы-узбеки меня ни разу не обманули, а продавцы славянской внешности – 3 раза. Таджики-мусорщики вежливо здороваются со мной у подъезда каждое утро. Армянин-сапожник чинит обувь безупречно и недорого. Но ведь и я с ними здороваюсь, и я с улыбкой спрашиваю на рынке про отличие инжира таджикского от турецкого… Другими словами, я обнаруживаю себя стоящей/идущей/находящейся в том, что сама несу в этот мир. И я еще должна «встретить» то, что идет от других людей, и «подхватить» это. Опасность, недоброжелательность может исходить от кого угодно. Недооценивать это нельзя. Значит, не стоит игнорировать осторожность и бдительность. Потому что, когда произойдет беда, совершенно неважно будет, какой национальности был обидчик или преступник: «у зла нет национальности».