3 причины…», «5 способов…», «10 фактов…» – такие заголовки встречаются очень часто. Популярность статей-списков озадачивает. Казалось бы, читать связный текст приятнее. Однако психолог Мария Конникова убеждает нас в обратном*:
1. Список заранее сообщает, какой объем информации мы получим. Если мы с самого начала знаем, сколько пунктов в списке, нам проще принять решение, стоит ли его читать.
2. Список подает нам информацию в упорядоченном виде. Нашему мозгу проще ее анализировать.
3. Список привлекательнее для глаза, чем сплошной текст. Списки обычно первыми бросаются нам в глаза.
4. Списки помогают нам познавать мир. Писатель Умберто Эко однажды заметил: «Культура хочет понять бесконечность и создать порядок. Списки, каталоги и коллекции в музеях, энциклопедии и словари – это наш способ объять необъятное»**.
* M. Konnikova «Mastermind:
How to Think Like Sherlock Holmes» (Viking Adult, 2013).
** Из интервью журналу Der Spiegel 11 ноября 2009 года.