alt

Антропологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэниел Фесслер (Daniel Fessler) и Колин Холбрук (Colin Holbrook) провели простой и изящный эксперимент*. Для участия они привлекли 96 студентов. К каждому прикрепили напарника, делавшего вид, будто он такой же участник исследования, хотя на самом деле он входил в команду экспериментаторов. Половина напарников, прогуливаясь вместе со своими партнерами по одному и тому же маршруту протяженностью около 800 шагов, подстраивала шаг так, чтобы идти в ногу, вторая половина этого не делала.

После прогулки участникам предложили пройти ряд тестов, большая часть которых служила для отвода глаз, чтобы скрыть от них истинный предмет исследования. В конце концов каждому показали фотографию лица разгневанного мужчины и попросили предположить, какого этот человек может быть роста и какой комплекции.

Оказалось, что те, кто шел в ногу, оценивали физическую мощь «объекта», определяемую ростом и телосложением, ниже, чем участники контрольной группы, в частности, в их воображении он был в среднем на дюйм ниже ростом.

По мнению авторов, при более жестких условиях эксперимента, то есть если бы вместе маршировало большее число людей и если бы они это делали регулярно, как делают в полиции и в армии, результат наверняка оказался бы еще более впечатляющим.

Опираясь на несколько десятков предыдущих исследований, авторы интерпретируют выявленную закономерность так: мысленно уменьшая мощь потенциального врага, люди более склонны верить, что могут его победить, следовательно, с большей готовностью вступают в противоборство.

Это не первое подтверждение наблюдений антропологов. Два года назад другое исследование показало: те, кто ходил в ногу, выражали большую готовность уничтожать насекомых (древесных вшей), чем их не прошедшие «строевой подготовки» товарищи.

«Способность двигаться синхронно указывает человеку, что он – часть боевого эффективного содружества», – комментирует Фесслер.

Видимо, именно поэтому в вооруженных силах и полициях всего мира до сих пор практикуют строевые занятия, хотя современные войны ведутся техническими средствами, а не штыковыми атаками, – для поддержания боевого духа. Что, с одной стороны, хорошо, но с другой – вызывает тревогу, ведь солдат остается солдатом не только когда находится на посту.

В этой связи вспоминается история из мемуаров композитора Сергея Прокофьева. Однажды он возвращался домой поздно ночью, шел безлюдным переулком, шаги гулко отдавались от стен. В попутном с ним направлении шел военный в форме и почти сразу подстроился под его шаг. Прокофьев решил слегка похулиганить, сбил шаг и пошел в синкопу. Военный снова подстроился. Прокофьев снова сбился в синкопу… И так продолжалось до тех пор, пока их пути не разошлись.

Выходит, люди с опытом службы в так называемых силовых структурах, привыкая ходить в ногу, таким образом сами поддерживают себя в состоянии повышенной «боевой готовности». По крайней мере мужчины: как ведут себя в таких условиях женщины, Фесслер и Холбрук не изучали.

* Biology Letters, август 2014. http://escholarship.org/uc/item/1xq3x5pt#page-3