В основе предрасположенности к зависимости лежат нейронные аномалии, а значит, ситуацию можно изменить, воздействуя на нейронные связи. «Перекодировка» мозга могла бы усилить связи между нейронами и заставить их работать должным образом. Но как произвести такую перекодировку? С помощью головоломок и всяческих игр, которые повышают когнитивные способности.
Был проведен эксперимент, в ходе которого одна группа мышей на протяжении нескольких дней проходила специальную программу по развитию когнитивных способностей. Другая же группа мышей была оставлена в клетках, где их активность была весьма ограничена. Через месяц все мыши были поставлены перед двумя открытыми коробками, с разным содержимым и разными запахами. Животные, продемонстрировав единодушие, раз за разом выбирали одну и ту же коробку. Затем ученые решили изменить предпочтения животных и положили кокаин в ту коробку, от которой все мыши постоянно отказывались.
Результат был неожиданным. Хоть сначала все мыши по привычке бегали в коробку с наркотиком, уже через несколько недель группа мышей, которая проходила когнитивные тренинги, стала отказываться от коробки с кокаином и вернулась к прежним предпочтениям.
Хотя эксперимент показывает прямую связь между интеллектуальной активностью мозга и наркозависимостью только для животных, похожие наблюдения относятся и к людям.
Почему одни становятся наркоманами, а другие способны сопротивляться?
В одном из экспериментов участвовали две группы людей: кокаиновые наркоманы и те, кто пробовал наркотик, но не стал зависимым. Согласно исследованию1, те, кто пробовал наркотик, но не впал в зависимость от него, имеют аномально большие лобные доли. Эта часть мозга отвечает за принятие решений и самоконтроль. Исследователи уверены, что избыток серого вещества в лобной доле помог этим людям обуздать свои желания. Эта гипотеза подтвердилась, когда выяснилось, что у группы наркозависимых лобные доли удивительно малы, то есть их мозг содержит меньше серого вещества.
Белое вещество тоже было учтено в исследованиях. Наркозависимые имели меньше белого вещества в передней нижней доле и в передней поясной коре. Такие особенности мозга плохо сказываются на принятии решений, на контроле импульсивного поведения и ослабляют инстинкт самосохранения.
Все эти открытия заставляют ученых искать более эффективные способы предотвращения наркозависимости, в частности, за счет увеличения количества серого вещества. Предполагается, что когнитивные тренинги способны «перекодировать» мозг наркозависимого человека и помочь ему вернуться к жизни.
Недостаток самоконтроля способствует развитию наркозависимости
Ранее было показано, что вероятность впасть в наркозависимость у подростков выше, чем у взрослых, потому что некоторые когнитивные способности, связанные с самоконтролем, у них не до конца развиты. Исследование, которое это утверждает, также настаивает на том, что школы должны пересмотреть свои учебные планы или внести в них специальные курсы, которые позволят подросткам развивать определенные мозговые функции2.
Известно, что некоторые нейронные аномалии могут стать причиной слабых когнитивных способностей, что, в свою очередь, может привести к недостатку самоконтроля. Например, недавние исследования показали, что наркозависимые ведут себя часто импульсивно, и такое поведение вызвано дисфункцией нейронных связей в полосатом теле. Возможно, тренировка когнитивных способностей зависимых с помощью интеллектуальных испытаний будет способствовать преодолению зависимости. Эффект от когнитивных тренингов довольно длительный. Они развивают у детей и подростков умение принимать решения, повышают самоконтроль, а следовательно, снижают вероятность наркотической зависимости в будущем.
Подробнее см. на
1 O. den Heuvel et al. «Frontal–striatal abnormalities underlying behaviours in the compulsive–impulsive spectrum», Journal of the Neurological Sciences, 2010, №289 (1-2).
2 P. Pokhrel et al. «Adolescent neurocognitive development, self-regulation, and school-based drug use prevention prevention», Science, 2015, №14 (3).