Лоуренс Коэн (Lawrence Cohen) – психолог и консультант из Бруклина, автор книг «Игра и родительство» («Playful parenting», Ballantine Books; 2002) и «Анти-тревога» («The Opposite of Worry», Ballantine Books, 2013).
Это вообще одна из главных загадок родительства: с кем находится и чем занят ребенок, когда он не с нами? Иногда нам безумно интересно. Иногда мы предпочли бы ничего об этом не знать. «В любом случае, важно понимать, – настаивает детский и подростковый психолог Лоуренс Коэн (Lawrence Cohen), – что в жизни ребенка, как и в любой другой, бывает всякое – и хорошее, и плохое».
Родителям, которым очень хочется играть большую роль в жизни своих детей, стоит обратить внимания на результаты недавнего исследования детского поведения. Психологи спросили детей: «Как взрослые могут вам помочь в ваших отношениях с друзьями?» Ответ был неизменным и обескураживающим. «Никак», – говорили дети. Но когда вопрос задали по-другому: «Чем вам когда-нибудь помогали взрослые?» – ответ оказался совершенно другим. «Меня выслушали», – сказали большинство опрошенных.
Раз ученые рекомендуют слушать, станем слушать. Но как подтолкнуть детей к откровенному разговору об их жизни и об их друзьях?
В случае с младшеклассниками Лоуренс Коэн предлагает родителям начать с самых общих вопросов: «Чем увлекаются твои друзья? Много ли вы вместе дурачитесь и играете? Нет ли кого-то, с кем вы играть не хотите?» Расспрашивая ребенка про друзей, а не про него самого, вы позволяете ему поговорить о своем положении и о его школьной жизни, не превращая разговор в допрос.
Дети, которые учатся в средней школе, испытывают, по словам Лоуренса Коэна, сильнейшую потребность в «чувстве локтя» (принадлежности к какой-либо группе), с одной стороны, но также очень часто переживают чувство отвергнутости и одиночества: «Никто не хочет со мной дружить – и не надо, мне и одному неплохо». Хорошим способом здесь может стать рассказ о какой-нибудь смешной и постыдно-нелепой истории из вашего отрочества – она рассмешит ребенка и даст ему почувствовать, что он не единственный, с кем приключались стыдные и неприятные вещи.
Старшеклассникам же будет значительно легче, если у них будет несколько кругов общения – тогда, если в одном из них ребенок поссорится с друзьями, он не останется в полном одиночестве. Поэтому стоит поощрять детей вступать в спортивные секции, кружки по интересам или волонтерские организации – пусть у вашего ребенка будет больше одного места, где он регулярно бывает и общается со сверстниками. Кроме того, хотя центр притяжения в жизни старшеклассников и смещается в сторону друзей, родителям стоит поддерживать и оберегать «семейное время» – время, которое вся семья проводит в общении. По словам Лоуренса Коэна, как и в случае с младшеклассниками, для семейных бесед хорошо подойдут общие вопросы: «Как дела в школе? Что ты думаешь о…? Чем вы сегодня занимались?» Ведь семнадцатилетним ничуть не меньше семилетних нужно знать, что у них есть надежная, чуткая и понимающая семья за спиной.
Подробнее см. на