Женщина высунула язык
Фото
Getty Images

Об этом стало известно благодаря новому исследованию ученых из Миссурийского университета. Их выводы таковы: отношения, которые сложились в трудовом коллективе, гораздо больше влияют на то, как подчиненные будут воспринимать шутки начальства, чем то, какие именно шутки оно предпочитает — доброжелательные или не очень.
«Считается, что руководитель может позволить себе лишь добродушные шутки, которые никого не задевают и не обижают, а «злой» юмор, который может восприниматься как агрессивный или оскорбительный, лидеру не подобает, — говорит Кристофер Роберт (Christopher Robert), доцент отделения менеджмента в Бизнес-колледже имени Роберта Ж. Трюласке-старшего при Миссурийском университете. — Наше исследование показало, что эффект от шуток зависит в первую очередь от того, какие отношения сложились у начальника с подчиненными. Когда они налажены, любые шутки начальника — добродушные и не очень — скорее всего, будут производить хорошее впечатление на сотрудников, что в итоге повысит их удовлетворенность работой. Если же отношения не заладились, не поможет даже самый доброжелательный юмор. В такой ситуации любые попытки начальника пошутить в итоге снизят условный показатель удовлетворенности работой у подчиненных».

Кристофер Роберт проводил исследование совместно с Тимоти Данне (Timothy Dunne), доцентом отделения менеджмента в Государственном университете Среднего Теннесси, и Джойс Юн (Joyce Iun) из Китайского университета Гонконга. Они составили две анкеты: одна для начальников, вторая — для подчиненных. С их помощью исследователи опросили 70 руководителей и 240 подчиненных в 54 организациях.
«Руководителям, которые не привыкли шутить с подчиненными, но хотят попробовать, можно посоветовать трезво оценить, какие отношения им удалось выстроить с сотрудниками. Если хорошие отношения уже налажены, юмор — неважно, доброжелательный или нет — скорее всего, будет способствовать их дальнейшему укреплению. Однако не стоит полагаться на юмор при выстраивании отношений с нуля. Для этого лидеру важнее уметь не допускать взаимного непонимания и несправедливого обращения, а также наладить эффективную обратную связь с коллективом», — говорит Кристофер Роберт.

При этом он добавляет, что даже самые лучшие отношения руководителя с сотрудниками не означают, что дозволены любые, даже неуместные и оскорбительные шутки. Расистский или сексистский юмор может быть воспринят подчиненными в штыки, как бы хорошо они ни относились к начальнику. Постоянные «злые» шутки и насмешки также могут, в конце концов, начать отрицательно сказываться на атмосфере в коллективе.

Подробнее см. С. Robert et al. «The impact of leader humor on subordinate job satisfaction», Group & Organization Management, August 2015.