Почти одновременно в электронной версии журнала Psychological Science опубликованы два любопытных исследования, которые свидетельствуют, что разделить с кем-то яркие моменты жизни – это одно, а пытаться эти моменты кому-то пересказать – нечто совсем другое. Первая работа* подготовлена группой авторов, в числе которых – известный психолог Гарвардского университета Дэниел Гилберт (Daniel T. Gilbert). В исследовании приняли участие студенты-добровольцы, поделенные экспериментаторами на группы по 4 человека. Каждому из членов четверки предлагалось (отдельно от остальных) посмотреть небольшой видеоролик, а затем вся группа собиралась обсудить увиденное.
Штука в том, что трое из четверых смотрели фрагменты банальных низкобюджетных мультфильмов. А четвертому демонстрировали запись выступления талантливого иллюзиониста с эффектными фокусами. После совместной беседы каждый участник должен был оценить свои ощущения от нее и степень включенности в общий разговор по 100-балльной шкале: от полной включенности до полной изоляции от окружающих. Другой группе испытуемых никаких видео вообще не показывали. Им просто подробно описали предстоящий эксперимент и попросили предположить, как они будут себя чувствовать во время обсуждения. Все выразили твердую уверенность, что, посмотрев видео с интересными фокусами, будут чувствовать себя лучше, чем после просмотра унылых мультфильмов. В реальности же все оказалось ровно наоборот, причем результат для всех четверок был одинаковым. Участник, смотревший видео с интересными фокусами, ощущал себя хуже всех, сетовал на недостаточную включенность в общую беседу и оценивал свое состояние в среднем на 30 пунктов ниже, чем остальные.
«Отличительная черта индивидуально переживаемых удовольствий состоит в том, что человек быстро к ним адаптируется, – указывают авторы работы. – Поэтому особенно ценными они оказываются, будучи новыми или редкими. Но в то же время в обществе люди ищут приятия, чувства принадлежности и товарищества. А их в гораздо большей степени обеспечивает понятный и привычный, а вовсе не исключительный опыт». Также исследователи отмечают, что включенности в общую беседу счастливчиков, переживших нечто интересное, могут мешать – пусть даже неосознанные – зависть и ревность со стороны остальных членов группы.
Авторы другого исследования**, группа психологов Йельского университета, попробовали проследить, что происходит, если мы не рассказываем о своих ощущениях, а переживаем их совместно с кем-то. И здесь результат оказался противоположным. Испытуемым предлагалось всего-навсего съесть плитку шоколада. Просто некоторые делали это в одиночестве, а другие – в парах. Потом все участники оценивали лакомство. И у тех, кто ел шоколадку в компании, она неизменно оказывалась «более сладкой и ароматной». Тот же механизм, как выяснилось, распространяется и на неприятные ощущения: когда испытуемым предложили плитки черного шоколада с 90-процентным содержанием какао-бобов, поедавшие его совместно нашли шоколад более горьким.
Эрика Бутби (Erica Boothby), один из авторов исследования, заключает, что мы недооцениваем влияние на нас окружающих. Традиционно считается, что совместные переживания обретают особую ценность, только если они разделены с близкими людьми. Однако эксперимент показал, что даже переживания, разделяемые с совершенно случайными и незнакомыми людьми, воспринимаются нами более остро и ярко.
А оба исследования вместе наводят на очень интересную мысль. Пережить что-либо уникальное совместно – не только лучший, но и единственный способ разделить такое переживание. Никакие последующие рассказы тут не помогут – скорее наоборот. Так что, если вы собираетесь в отпуске покорять горные вершины, опускаться в океанские глубины и совершать еще что-то выдающееся, то делать это лучше в компании: будет еще интереснее. Но вот вернувшись из этого отпуска, друзьям и коллегам лучше рассказать, что провели его, механически перемещаясь между пляжем и рестораном в турецком отеле по системе «все включено». Если только и сами ваши друзья и коллеги – не завзятые покорители вершин и глубин.
* G. Cooney, D. Gilbert, T. Wilson «The Unforeseen Costs of Extraordinary Experience»,Psychological Science, October 1, 2014.
** E. Boothby, M. Clark, J. Bargh «Shared Experiences Are Amplified», Psychological Science, October 1, 2014.