Работа: эмоциональный интеллект выигрывает!

«Легко заметить: ситуация на рынке труда сильно меняется. Нас уже рассматривают в соответствии с новыми стандартами: теперь работодателя интересуют не только наш ум, образованность или компетентность; сегодня нас оценивают еще и по качеству наших отношений с другими и с самим собой... В какой бы области мы ни работали, отныне вполне ясны решающие критерии, по которым оценивается наша стоимость на рынке труда, а значит, и будущие профессиональные перспективы.

Эти правила имеют мало общего с тем, что мы проходили в школе. Новая шкала ценностей абстрагируется от большей части наших школьных умений. Интеллектуальные способности и технические навыки, необходимые для нашей работы, она считает данностью. А вот основное внимание эта новая шкала уделяет таким личным качествам, как инициативность, способность сопереживать, умение адаптироваться и талант убеждать.

Не стоит думать, что речь идет о мимолетной тенденции или же последнем (более или менее сомнительном) чудодейственном средстве в менеджменте. Серьезность этих критериев подтверждается исследованиями, в которых участвовали десятки тысяч наемных работников, занимающих самые разные должности.

Важно развивать в себе такие качества, как самосознание и самообладание, уважение к другим и непринужденность в общении

Сегодня мы наконец-то располагаем более точным пониманием человеческих способностей, которые по-разному называют и оценивают уже не один десяток лет (характер, индивидуальность и даже социальные навыки), — и словом, которое характеризует все эти качества: «эмоциональный интеллект».

Так пишет в книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», ставшей мировым бестселлером, Дэниел Гоулман.

В ней он ставит под сомнение коэффициент интеллекта (IQ) как определяющий фактор жизненного успеха и настаивает на том, что каждому важно развивать в себе такие качества, как самосознание и самообладание, мотивация, настойчивость, уважение к другим и непринужденность в общении. Они совершенно необходимы для эмоционального равновесия и гармонии в отношениях.

Гоулман также пишет о роли эмоций в достижении профессионального успеха. «Сейчас работа часто бывает временной, и гибкость и способность к адаптации все больше становятся важной составляющей самого понятия «работа». Они необходимы для того, чтобы найти работу и удержаться на ней».

Дэниел Гоулман объясняет нам, почему хорошо устроенная голова лучше, чем до отказа наполненная.

Работа: эмоциональный интеллект выигрывает!

Psychologies: Сейчас много говорят об эмоциях. Это мода или знак серьезных перемен?

Дэниел Гоулман: Появился новый интерес к эмоциям, порожденный техническим прогрессом и всплеском исследований на эту тему. Но это одновременно еще и симптом нашего времени. Людей выводят из равновесия неконтролируемые эмоции, кроме того, их могут тревожить как технические новшества, так и социальные перемены, увеличивающие дистанцию в общении и подвергающие сомнению традиционные эмоциональные связи.

Зачем нужен эмоциональный интеллект?

Я стараюсь прежде всего пропагандировать такие инструменты, которые позволяют выражать эмоции приемлемыми способами — так, чтобы мы становились умнее в человеческом и социальном плане.

Мозг располагает системой регулирования эмоций — миндалевидной железой в той части головного мозга, которая управляет эмоциями. Именно эта миндалина отвечает за то, как мы пользуемся эмоциями. Например, именно она делает нас личностями отзывчивыми или не очень, способными или неспособными выносить разногласия с другими людьми.

Если эта железа слишком чувствительна, то мы становимся сверхэмоциональными. Существует искусство применения своих эмоций — это и есть эмоциональный интеллект. Эмоции можно сделать разумными, если вести себя разумно по отношению к ним.

Не считаете ли вы, что эта форма интеллекта может быть использована как инструмент селекции, как это происходит с IQ?

Существует опасность неправильного использования эмоционального интеллекта, так же как мы неправильно применяли IQ: людям приклеивали ярлыки, определяя их ценность на основе результатов тестов. Хотя на самом деле коэффициент интеллекта предопределяет профессиональную состоятельность всего на 10-20%.

Более того, это нонсенс — пытаться измерить при помощи теста, аналогичного тесту на IQ, тончайшие свойства, определяющие эмоциональный интеллект. Люди не обязательно скажут правду и вообще редко бывают объективными, описывая самих себя. К тому же пять основополагающих качеств, через которые выражается эмоциональный интеллект, — самосознание, самообладание, мотивация, эмпатия и способность налаживать отношения — не всегда присутствуют в равной мере у одного человека.

Противоречивые чувства, вытесненные в бессознательное, — пусковой механизм для эмоциональных реакций

Можно обладать талантом к сопереживанию и испытывать трудности в попытках справиться с гневом. Другая опасность — считать, что результат предполагаемого теста на эмоциональный интеллект (EQ) окончательный и неизменный. Такого не происходит уже в случае IQ, и тем более это невозможно применительно к эмоциональному интеллекту — он может улучшиться в любом возрасте, стоит только по-настоящему захотеть.

Вы не упускаете из виду, что значительная часть психики бессознательна?

Да, бессознательное делает недоступными глубинные причины эмоциональных проявлений. Именно поэтому для меня столь важно самосознание, которое достигается с помощью самоанализа. Необходимо также осознавать причины, которые мешают, к примеру, выступать перед группой людей или вдруг заставляют нас разгневаться.

Пусковым механизмом для этих эмоциональных реакций служат подавленные конфликты, противоречивые желания и чувства, вытесненные в бессознательное. Важно осознать все стороны этого конфликта, чтобы понять, что на самом деле нами движет.

Умение быть важнее, чем умение делать

Примем как данность: наиболее преуспевают сегодня в профессии те, кто умеет различать разные эмоциональные состояния. Иными словами, все большее значение играет способность распознавать эмоции, принимать их и позитивно воспринимать (иногда задним числом), имея при этом в запасе дополнительное преимущество — способность различать эмоции других людей.

В каком-то смысле эмоциональный интеллект отдает должное благородной сущности человека — иногда доблестной, иногда не слишком уверенной, но открытой навстречу другим людям. Это то самое «умение быть», которое сегодня с особым рвением ищут рекрутинговые агентства.

5 качеств, которые стоит развивать

Последние исследования психологов и нейробиологов доказывают, что каждый из нас способен улучшить свой эмоциональный интеллект. Вот пять базовых и самых важных для профессиональной жизни качеств, которые выделяет Дэниел Гоулман.

1. Самосознание: всегда осознавать свои чувства и использовать свои склонности для принятия правильного решения. Реально оценивать себя и в полной мере верить в себя.

2.Самообладание: управлять своими эмоциями так, чтобы они облегчали вам работу, а не мешали ей. Быть ответственными и уметь отказаться от немедленного вознаграждения ради достижения более отдаленной цели. Уметь быстро восстанавливаться после эмоциональных потрясений.

3. Мотивация: использовать свои самые глубинные желания в качестве компаса, который указывает путь к цели, помогает брать инициативу, действовать более эффективно и упорно идти вперед, несмотря на разочарования и возможные неудачи.

4.Эмпатия: чувствовать в унисон с окружающими, уметь сопереживать и поддерживать гармоничные отношения с самыми разными людьми.

5.Коммуникабельность: владеть эмоциями во взаимоотношениях с людьми и проявлять проницательность в оценке ситуаций и тонкостей человеческих отношений. Быть тактичными. Использовать свои способности, чтобы убеждать, направлять, согласовывать позиции и сглаживать противоречия, чтобы налаживать сотрудничество и воодушевлять коллег.

Об этом

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта»

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Альпина Бизнес Букс, 2019.

Результаты многолетних наблюдений за крупнейшими мировыми компаниями показывают: эмоциональные лидеры в любой области отличаются не только профессионализмом, но и умением налаживать отношения с людьми, вызывать у них отклик, зажигать их. В книге на конкретных примерах рассказывается о том, как развивать эмоциональный интеллект не только лидера, но и целого коллектива.

Об эксперте

Дэниел Гоулман – американский психолог, выпускник Гарвардского университета, первым заговорил об исключительной важности эмоционального интеллекта.