Оперативная и долговременная
«Рабочая память — та часть нашего сознания, которая отвечает за включенность самого сознания в любой момент времени. Ее нельзя выключить: человек с выключенной рабочей памятью — это человек в коме». Рабочая память имеет несколько важнейших функций. Она позволяет нам сохранять сиюминутные впечатление и некоторое количество получаемых знаний. Она позволяет нам обращаться к нашей долговременной памяти и извлекать оттуда то, что нужно в данный конкретный момент. И, наконец, она соединяет то, что нам уже известно, с тем, что мы только что узнали, обрабатывает эту смесь информации — и использует для достижения нашей цели. Важно понимать, что под целью в данном случае понимается не желание стать президентом или чемпионом мира по серфингу. Нет, речь о более конкретных и прозаических целях: например, найти дорогу в свой номер в отеле. Наша способность решать повседневные задачи зависит от нашей рабочей памяти, от ее возможностей усвоить то, что мы узнаем, отыскивать то, что мы уже знаем, — и, соединив это, приводить нас к ответу.
Как оценить свою память?
Объем рабочей памяти, ее способность усваивать и обрабатывать информацию связаны со множеством позитивных эффектов. Люди с хорошей рабочей памятью — отличные рассказчики, а часто обладают и писательскими талантами. Они интересны в общении, умеют задавать правильные вопросы и легко справляются с любыми стандартными тестами. Их отличает способность к критическому мышлению и здравый смысл.
Проверить объем своей рабочей памяти несложно. Попробуйте запомнить пять слов. Ну например: «дерево», «шоссе», «зеркало», «Сатурн» и «электрод». Запомнили? Отлично! А теперь выполните три простых задачи. Для начала умножьте в уме 23 на 8. Потом досчитайте до десяти, загибая при этом пальцы. А потом перечислите пять последних букв алфавита, начиная с конца. Думаете, это легко? Практика показывает, что большинство людей после этого не могут вспомнить и половину слов, которые запоминали. Это нормально, тут не о чем переживать. Есть люди, которые запоминают в таком тесте всего 2-3 слова. Хотя и такие, которые запоминают 10, тоже есть.
Проверить объем своей рабочей памяти несложно. Попробуйте запомнить пять слов.
Но проблема в том, что жизнь происходит очень быстро, постоянно обрушивая на нас поток впечатлений и информации. Нам необходимо вычленить из этого потока то, что по-настоящему важно, что имеет для нас смысл. Для этого и нужна рабочая память. Но у нее есть свои ограничения — по объему, по продолжительности запоминания, по способности фокусироваться. Например, установлено, что мы можем одновременно держать в голове примерно четыре вещи. То есть, вообще-то считается, что семь, но исследования с использованием МРТ показывают, что все-таки четыре — и то уже неплохо. Причем даже эти самые четыре вещи мы можем удержать в своей рабочей памяти только 10-20 секунд, не дольше. Если только мы не анализируем эти вещи, не используем для решения какой-то задачи или не обсуждаем их с другим человеком.
Способы обработки информации
Что происходит, когда нам не хватает рабочей памяти? Ну, вам, например, случилась идти из одной комнаты в другую и вдруг останавливаться с вопросом: а зачем я сюда иду? Забывать дома ключи, забывать, где стоит машина на парковке, забывать забрать ребенка из школы? Вот все это и происходит, когда рабочей памяти недостаточно.
И мы должны ей помочь. А для этого необходима стратегия того, как мы усваиваем информацию. Главная из этих стратегий состоит в том, чтобы анализировать все, что с нами происходит, осмыслять нашу жизнь. Причем делать это необходимо постоянно и в режиме реального времени: не через десять минут, не сегодня вечером, не через неделю, а здесь и сейчас — в тот момент, когда с вами что-либо происходит.

Торкель Клинберг
«Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти»
Мы можем одновременно смотреть сериал и выполнять упражнения на тренажере. А вот вести автомобиль и говорить по телефону у нас получается гораздо хуже. Реакция при этом замедлится на 0,5 секунды. А если нам больше 60 лет — то на 1,5 секунды. Почему?
Разговаривая с другим человеком, например, задавайтесь вопросами: согласен ли я с ним? Не упустил ли чего-то? Стоит ли еще о чем-то его спросить? Как все это может мне пригодиться в жизни? Все это — способ обработки информации, с тем чтобы мы смогли использовать ее потом, когда она нам потребуется. Обдумывайте то, что вы узнали, повторяйте это, записывайте — и возвращайтесь потом к своим записям. Анализируйте жизнь. Мы учимся и по-настоящему живем только тогда, когда мы анализируем происходящее. Если вы не анализируете свою жизнь, вы не проживаете ее».
Полная версия лекции Питера Дулиттла (Peter Doolittle) доступна на