Мужчина в шляпе
Фото
Getty Images

«Как часто наши представления о том, что должно впечатлить других, оказываются неверны», – говорит профессор психологии Дэниэл М. Опенхеймер (Daniel M. Oppenheimer) из Андерсонской школы менеджмента. Чтобы прийти к этому выводу, он провел несколько исследований, целью которых было изучение того, как нас воспринимают слушатели, когда мы используем в речи те или иные слова и выражения.

Исследователи взяли несколько эссе студентов колледжа и, используя определенные алгоритмы, заменили слова на более сложные и длинные. Затем эти исправленные тексты дали почитать нескольким респондентам. К всеобщему удивлению, читатели сочли авторов этих текстов глупыми и некомпетентными. Очевидно, что изменения в текстах, сделанные, казалось бы, в сторону углубления и усложнения материала, сделали их только хуже для восприятия. Затем исследователи проделали обратную работу с уже другими, сложными, научными текстами. Они заменили всю профессиональную и научную лексику на простые, понятные слова. Читатели сочли авторов умными и одаренными людьми.

Такую тенденцию Дэниэл Опенгеймер объясняет следующим образом. Когда человека легко понять, даже если он говорит о чем-то отнюдь непростом, то он будет вызывать уважение у слушателей. А если использовать длинные, непонятные слова, то ваша речь будет звучать напыщенно и претенциозно.

Если использовать слова, которые будут заставлять читателей «спотыкаться» и задумываться над значением некоторых слов, то часть речи, скорее всего, будет не услышана, а само высказывание, как следствие, понято неправильно.

Однако использование коротких слов не всегда правильно. Иногда длинное, непростое слово невозможно заменить без потери смысла. В таких случаях, конечно же, не стоит его избегать и можно смело пускать в ход. Проблемы начинаются тогда, когда люди начинают думать, будто заумные словечки делают их умнее в глазах аудитории, а такая стратегия явно проигрышная.

Кстати, Дэниэл Оппенгеймер продолжил свои исследования о влияния языка на поведение человека и пришел к еще более удивительным результатам. Оказывается, человек, чье имя сложно произнести, имеет меньше шансов на успех, например, в политике1.

Подробнее см. на сайте издания Fast Company.


1 Подробнее см. в его книге «Democracy Despite Itself» (MIT Press, 2013).