«Мир, в котором не позволяется никакой жесткости, нежизнеспособен, и здесь мы приходим к типичной проблеме фемининности. Чем больше женщина фемининна, тем менее агрессивен ее Анимус (бессознательная мужская часть личности женщины. – Прим. ред.), тем более она будет склонна покориться своему окружению. Быть может, вам известны такие вежливые дочери в семье, которые всегда делают, что хотят отец или мать, которые не вышли замуж. Они заботятся о своих родителях, пока те не умрут, а затем начинают проявлять заботу о чужих детях. Если такая дочь захочет выйти замуж, все остальные будут против, жалуясь, что она совсем их не жалеет.
Таких женщин, вместе со всей их тонкостью и фемининностью, просто убивают, переезжают грузовиком, а они остаются такими же дурами. Раньше таких женщин было много. В Берлине было обыкновение обращаться к «Tante Einspring» (тетка «Что Изволите»). Это была организация, в которую звонили практически все семьи, если кто-то заболевал и семье требовался человек в полное распоряжение, – и тогда на вызов немедленно присылали бедную пожилую женщину-прислугу, на которую все смотрели сверху вниз, при этом используя ее как заблагорассудится. Хотя женщине и хорошо было бы не быть агрессивной, однако всегда существует опасность стать слишком мягкой, в результате чего ее оттеснят на обочину жизни, и она останется не у дел.
Поэтому вопрос заключается именно в интеграции маскулинности в мир фемининности, но так, чтобы при этом не зайти слишком далеко, а это представляет собой серьезную проблему. Женщина, «просыпаясь» после того как была слишком пассивной и слишком фемининной, сталкивается с возможностью оказаться слишком агрессивной. Но никто не попадает прямо в цель сразу; требуется практика.
Женщины зачастую злоупотребляют оказанием материнской помощи; я называю их «сентиментальная армия спасения». Сразу бросаться на помощь кому-то беспомощному и погрязшему в проблемах, кому-то припертому к стене и в угол, – значит вести себя в соответствии с архетипом материнского инстинкта, потому что такие ситуации обычно вызывают у людей жалость. Но любая чрезмерная добродетель направлена против инстинкта и может превратиться в свою собственную противоположность. Раз за разом мы видим, как женщины бессознательно страдают вследствие своей добродетельной жалости.
Жалость может оказать совершенно пагубное воздействие, оставляя человека в инфантильном состоянии. Женщинам нужно следить за своими природными материнскими импульсами и вырабатывать в себе некую меру объективности и отстраненности, которая позволит им видеть, что действительно хорошо для другого человека.
У женщины может быть муж или любовник – мужчина невротичного, суицидального или садистского типа с негативным материнским комплексом. Но каждый раз, когда женщина думает, что с нее хватит, и хочет высказать мужчине правду в глаза и все прояснить, ее одолевает жалость к бедному парню и она не может «позволить ему пропасть». Как правило, в таком случае присутствует проекция пагубного женского Анимуса на мужчину. Даже если нет реального мужчины, который ее мучит, женщина может достать его изнутри, ибо, когда она находится одна, ее Анимус ее уверяет, что она одинока и что никто, ничего, никогда, ниоткуда не возьмется – так ей говорит внутренний садист. Следовательно, эта пара снова вступает в отношения, ибо иметь садиста извне лучше, чем иметь его внутри.
Мне вспоминается одна семья, где было несколько сыновей. И отец, и дед были запойными пьяницами, и сыновья, за исключением одного, тоже много пили. У непьющего сына была очень строгая жена, и в первый раз, когда он пришел домой пьяным, она ему сказала, что если это повторится, она с ним разведется. Она единственная спасла своего мужа от пагубного семейного пристрастия. У всех остальных были более мягкие и более добродушные жены, однако они проявляли ложную жалость, которая вносила свой вклад в гибель их мужей. Некоторые женщины материнского типа ведут себя так, словно «высиживают яйцо», но в результате получается одна вонь! В этот ключевой период индивидуации женщины она должна избавиться от проявления ложной жалости.
Женщина с очень развитым чувством материнства обожает нянчить молодого человека – непонятого гения, – отдавая ему материнскую любовь, которой он никогда не получал дома. Пятидесятилетняя женщина жила в своей квартире одна и подобрала молодого человека лет двадцати, у которого было трудное детство и который тут же стал прикарманивать ее деньги и подделывать чеки. Она была исполнена жалости к этому бедному парню, потому что у него было такое ужасное детство, и разрешила ему бесплатно жить у себя дома. Она дала ему должность в своем бизнесе, и там он снова ее обманул, оставив у нее на банковском счету пятьдесят тысяч франков долга. Но и этого оказалось недостаточно: она по-прежнему не обратилась к защите закона, а продолжала его прощать и прикрывать, потому что он рыдал и сказал, что ему очень стыдно за все содеянное. Затем какое-то время он жил у нее в доме вместе с девушкой, а потом стал подкладывать хозяйке дома в еду мышьяк.
Это поразительный пример неуместного проявления жалости – жалости, основанной на абсолютной тупости. Это была очень умная женщина, но несчастная и незамужняя, не знавшая, куда приложить свои материнские чувства, а потому тратившая их на это существо. В таком случае ценности позитивного Анимуса, которые женщина могла использовать, будь она более объективной, были истрачены впустую; речь идет о ее величайших ценностях и ее способности понимать… Следует предположить, что женщина, которая тратила свои деньги на мошенника и убийцу, сама имела такой Анимус. Люди внешне настолько слепы и выглядят такими славными, что требуется совершить большой объем, по существу, полицейской работы, чтобы выявить у себя внутри такую фигуру.
Становится ясно, что продолжается очень искусный тип самообмана, ибо на все инстинктивные предостережения в отношении вора не обращали внимания. Нормальной женщине невозможно жить рядом с мужчиной, таким, как этот, и не иметь никаких подозрений… При анализе таких случаев рано или поздно карты выкладываются на стол, и женщине приходится лицом к лицу столкнуться с тем, что она лжет себе и не слушает предостережений.
Подробнее см. М.-Л. фон Франц «Фемининность в волшебных сказках» (Класс, 2010).