Женщины хранят воспоминания – особенно автобиографические – лучше мужчин. Как правило, женщины вспоминают события из прошлого быстрее и воспроизводят больше деталей произошедшего. Психологи Азриел Грисман и Джудит Хадсон (США) нашли этому объяснение: все дело в том, что родители по-разному разговаривают со своими детьми мужского и женского пола в период, когда те приобретают навыки памяти*.
Память – это не «коробочка», спрятанная в глубине мозга, в которую складываются воспоминания. Азриел Грисман, изучающий гендерные различия и память в Колледже Гамильтон, утверждает: «Память – это умственная деятельность, и чем больше будет «точек входа» для воспоминаний, тем больше шансов, что информация останется в памяти». Что же это за «точки входа»? Ими могут стать эмоции, запахи, даже то, во что вы были одеты, когда произошло некое событие. Все эти и подобные им факторы фиксируются в памяти – и впоследствии помогут вспомнить события, происходившие давно. И, согласно исследованиям, с детства таких «точек входа» создается больше именно у женщин.
В возрасте от 2 до 6 лет мы учимся формировать воспоминания. И происходит это в том числе во время разговоров с нашими родителями. На примере взрослых дети учатся преподносить информацию и рассказывать истории. К примеру, когда мать просит ребенка рассказать подробно о событиях прошедшего дня и задает уточняющие вопросы, она тем самым подсознательно подсказывает, какие детали важно запоминать. Эта привычка пересказывать детали помогает памяти закреплять воспоминания. Исследование, проведенное с детьми дошкольного возраста, показало: дети, чьи мамы просили их рассказывать истории, включающие множество подробностей, потом могли оживить в памяти эти ранние воспоминание более подробно, чем те дети, чьи мамы не настаивали на детальном рассказе**.
Но манера общения родителей с сыновьями или дочерьми отличается. Матери, как правило, упоминают множество ярких деталей и просят описывать эмоции – то есть создают «точки входа» – в общении чаще с дочками, чем с сыновьями. Родители могут даже не догадываться о таких гендерных различиях в общении, но чаще всего они дают установку к повторению – и, следовательно, лучшему запоминанию – именно девочкам. Азриел Грисман объясняет, что общение родителей с девочками включает в себя больше информации и обладает более интенсивным эмоциональным «подкреплением». Для мальчиков же эмоции связаны только со значительными событиями или потрясениями. Таким образом, у девочек мозг с детства получает больше возможностей для запоминания информации в деталях, что позволяет женщинам успешно развивать долгосрочную память***.
* A. Grysman, Judith A. Hudson «Gender differences in autobiographical memory: Development and methodological considerations», Developmental Review, September 2013.
** F. Jack et al. «Maternal reminiscing style during early childhood predicts the age of adolescents’ earliest memories», Child Development Journal, April 2009.
*** M. Dahl «Why men never remember anything», Science of Us, September 2014.