Чем дольше проводятся человечеством спортивные состязания и чем больше спортсменов вовлекается в систему отбора лучших, тем очевидней становится, что победа в состязаниях определяется не только числом человеко-часов, потраченных на тренировки, и упрямством спортсменов, но и их генетическими данными. Среди лучших баскетболистов давно уже не встретишь невысокого игрока, среди чемпионов мира по боксу преобладают люди с огромной мышечной массой, а не поджарые, от природы не способные накачать гору мускулов.
Как показало новое исследование*, проведенное командой психологов Университета штата Мичиган, с великими музыкантами дело обстоит схожим образом: если у вас не хватает врожденных способностей, вам не стать ни виртуозным исполнителем, ни гениальным композитором.
Профессор психологии Дэвид Хэмбрик и его коллега Эллиот Такер-Дроб (David Z. Hambrick, Elliot M. Tucker-Drob) изучили 850 пар однояйцевых близнецов за более чем полвека. Близнецы во всех отобранных парах занимались музыкой – с той или иной степенью успешности. Опросив всех участников, ученые пришли к выводу, что различия в степени владения тем или иным музыкальным инструментом внутри каждой пары не так уж и существенны – при том, что число часов, потраченных близнецами на обучение музыке, отличалось порой радикально.
Любопытно, что даже то, как часто близнецы практиковались в игре на выбранном ими (или родителями) инструменте, также во многом зависело от их генетических способностей. Биографии участников позволили установить, что в большинстве случаев родители решили пригласить репетитора после того, как заметили, что их чада ритмично лупят по игрушечному барабану или задумчиво перебирают клавиши пылящегося в квартире пианино.
Как выяснили исследователи, у разных детей ранний интерес к музыке отличается разительно, а вот у близнецов степень влечения к музыкальным инструментам примерно одинакова. Роль врожденных талантов оказалась велика и в виртуозности исполнения: некоторые пары близнецов заметно превосходили других даже при том, что тратили на то, чтобы репетировать, намного меньше времени.
Вывод, сделанный авторами исследования, кажется, подтвержден результатами еще одной работы**, которая только готовится к публикации в журнале Psychological Science. Ее авторы, психологи Королевского Каролинского института в Стокгольме, установили, что такие музыкальные способности, как чувство ритма, мелодии и способность различать звуки различной высоты, совершенно одинаковы у однояйцевых близнецов (всего в этом исследовании приняло участие 10 тысяч пар близнецов). Более того, и склонность к занятиям музыкой, проявляющаяся уже в самом раннем детстве, примерно на 40–70% объясняется генетической предрасположенностью. «Практика игры на инструменте не обязательно отражается на виртуозности игры, – говорят авторы этого исследования. – А вот генетические различия между индивидами влияют как на музыкальные способности, так и на склонность к занятиям музыкой».
* D. Hambrick, E. Tucker-Drob «The genetics of music accomplishment: Evidence for gene-environment correlation and interaction». Psychonomic Bulletin & Review, 2014.
** M. Mosing et al. «Practice Does Not Make Perfect: No Causal Effect of Music Practice on Music Ability». Psychological science, 2014, № 1.