Справедливость или удача?

На смену привычным очередям – когда к каждой кассе выстраивается отдельный «хвост» – все чаще приходят «серпантинные», где следующего клиента принимает первый освободившийся кассир. «Cерпантинная» очередь движется в одном темпе, и клиенты здесь находятся в равных условиях. Казалось бы, такой вариант должен устраивать всех. Но опросы менеджеров крупных сетей (например, Walmart) показывают: многих покупателей отпугивает «серпантин»*.

Они предпочли бы рискнуть и выбрать «свою» очередь в надежде, что именно им повезет. Причина в нашем бессознательном желании «обмануть мироздание», считает антрополог Пако Андерхилл (Paco Underhill): «Гонка очередей – своего рода лотерея, и мы получаем удовольствие, когда чувствуем, что вырываемся вперед»**. Выходит, справедливость не так привлекает нас, как шанс (пусть и маленький) обогнать других.

* По данным Ричарда Ларсона (Richard Larson), эксперта по «теории очередей» из Массачусетского технологического института, esd.mit.edu

** П. Андерхилл «Почему мы покупаем, или Как заставить покупать» (Попурри, 2014).