alt
Фото
Getty Images

Признайтесь: разве вам не хотелось бы узнать, на какой факультет школы волшебства Хогвартс определила бы вас распределяющая шляпа? Теперь у владеющих английским языком такая возможность есть. На сайте pottermore.com, созданном при непосредственном участии Джоан Роулинг и посвященном вселенной Гарри Поттера, действует система распределения по факультетам. Зарегистрировавшись и ответив на десяток забавных вопросов, вы получаете свое назначение.

Какими магическими законами руководствовались авторы этого вступительного теста, неизвестно, но группа американских психологов решила поверить магию наукой. Исследователи попросили 132 поклонников книг про Гарри Поттера, уже прошедших распределение по факультетам, ответить на серию тестов, выявляющих особенности личности1. Результат оказался достаточно любопытным. «Студенты» большинства факультетов действительно отвечали психологическим стереотипам, связанным с ними. Так, распределенные на «факультет хитрецов и злодеев» Слизерин демонстрировали существенно более высокие показатели качеств так называемой «темной триады личности» (нарциссизм-макиавеллизм-психопатия). Поступившие на факультет «алчущих мудрости» Когтевран действительно отличались более высокими когнитивными способностями и тягой к знаниям. А зачисленные на самый неприметный и «негероический» Пуффендуй проявляли повышенную склонность к компромиссам и стремление быть милыми для всех вокруг.

Единственным исключением, как ни странно, оказался, собственно, Гриффиндор, на котором учился сам Гарри и его друзья. Распределенные туда участники эксперимента вовсе не были сплошь экстравертами и храбрецами. Видимо, в этом месте магия создателей сайта pottermore.com дала какой-то сбой. Но исследователи нашли способ уточнить результаты. Они расспросили участников о том, на каком из факультетов они и в самом деле хотели бы учиться — вне зависимости от того, куда были распределены. И на сей раз совпадение личностных особенностей с психологическими портретами типичных представителей факультетов оказалось практически стопроцентным.

Надо сказать, что это далеко не первое обращение серьезных ученых к циклу романов о Гарри Поттере. Так, совсем недавно другая группа психологов опубликовала результаты не менее интересного исследования2. Они обнаружили замечательный педагогический эффект романов Роулинг. Дети, которым зачитывали фрагменты книг, описывающие дружбу Гарри со «стигматизированными персонажами» (например, с волшебниками-полукровками, родившимися в семьях «магглов»), впоследствии демонстрировали намного большую толерантность по отношению к подобным группам в реальной жизни — безработным, гомосексуалистам и так далее.

Однако нынешнее исследование имеет отношение скорее не к педагогике, а к скрытым чертам нашего характера. «Наши находки свидетельствуют, что предпочитаемая художественная литература и ее герои отражают глубинные особенности личности, о которых мы и сами не всегда осведомлены», — пишут авторы работы.

P.S. Кстати, если вам вдруг интересно, скромный автор этих строк был зачислен на факультет Когтевран. Чем вполне доволен ввиду повышенной тяги к научным познаниям.


1. Laura C. Crysel et. al. «Harry Potter and the measures of personality: Extraverted Gryffindors, agreeable Hufflepuffs, clever Ravenclaws, and manipulative Slytherins». Personality and Individual Differences, Volume 83, September 2015.

2. Loris Vezzali et. al. «The greatest magic of Harry Potter: Reducing prejudice». Journal of Applied Social Psychology, онлайн-публикация от 23 июля 2014.