В конце 70-х годов инженеры и промышленные дизайнеры подметили странный эффект восприятия: чем «человекообразнее» объект, например робот, кукла или мультипликационный персонаж, тем большее эмоциональное расположение он вызывает у наблюдателя. Но лишь до определенного предела: слишком реалистичные модели, наоборот, вселяют страх и отвращение.
Этот эффект с легкой руки описавшего его японского профессора робототехники Масахиро Мори (Masahiro Mori) получил название эффекта «зловещей долины». Впрочем, в мире искусства о нем, конечно, знали давным-давно: излюбленные персонажи жанра хоррор – зомби, жуткие клоуны, ожившие злобные куклы и прочая нечисть – очень похожи на людей, но не совсем люди, и этим и пугают еще до того, как пускаются в свои кровавые приключения.
Если изобразить эффект «зловещей долины» в виде графика, то он будет выглядеть вот так (отсюда и название – «провал» в кривой похож на зажатую между высокими горами долину):
Недавно команда гарвардских психологов во главе с Кэтрин Пауэрс (Katherine Powers) установила, что не все люди подвержены эффекту «зловещей долины» в равной мере*. 30 студентов, участвовавших в эксперименте, рассматривали лица, созданные с помощью компьютерной графики и сочетавшие в себе в разных пропорциях черты живого человека на реальной фотографии и черты нарисованного «нечеловеческого» лица. В ряду предложенных им изображений было настоящее человеческое лицо, «нечеловеческое» лицо и их «гибриды» с преобладанием в большей или меньшей мере человеческих или «нечеловеческих» черт. Вот пример одного из таких рядов, использовавшихся в исследовании:
Соответственно, участников просили определить, какие лица, по их мнению, «живые», а какие – «неодушевленные». Затем студенты заполняли опросники, позволявшие оценить, испытывают ли они дефицит социальных связей: например, их спрашивали, в какой мере они согласны с утверждениями типа «Я хочу, чтобы другие люди меня принимали».
Во втором участники – 49 человек – не заполняли анкет. Их разделили на две группы, и одним сказали, что в их жизни будет много стабильных, полноценных и разнообразных связей с другими людьми, а другим безжалостно предрекли одиночество.
В обоих случаях результат был одинаков: те участники, которые чувствуют себя более одинокими или которых заставили испытать это ощущение, принимали за настоящие лица с большей долей «нечеловеческих» черт. Причем в первом эксперименте среди тех, кто действительно страдает от одиночества, этот эффект оказался выражен ярче, чем во втором, где одиночество было представлено лишь в виде гипотетической жизненной перспективы.
Кстати, средний результат составил 68,9% (то есть, чтобы принять изображение за лицо живого человека, оно на 68,9% должно состоять из черт реальной фотографии).Это, конечно, не значит, что одинокие люди вовсе не подвержены эффекту «зловещей долины», просто благодаря иному восприятию лиц их может привлекать то, что другим кажется отталкивающим.
«С эволюционной точки зрения переоценка «одушевленности» может быть адаптивной стратегией, позволяющей людям расширять пределы допустимого в поиске социальных связей и максимизировать шанс на установление и обновление отношений с людьми», – пишут авторы в статье, опубликованной в журнале Psychological Science, который издает американская Ассоциация психологических наук.
* K. Powers et al. «Social Connection Modulates Perceptions of Animacy», Psychological Science, August 2014.