Порно: на пользу или во вред?
18+

Порнографии посвящены 12% всех сайтов. Каждую секунду в мире их посещают почти 30 000 пользователей интернета. Одно из объяснений возрастающей популярности жанра порно — трудности в построении межличностных отношений, которые могли бы привести к сексу. Но исследований, позволяющих прояснить, что здесь причина, а что следствие, до сих пор не проводилось.

Почему мы это делаем?

Сексолог Ирина Айриянц называет три основные причины обращения к порнографии: желание увидеть воплощение своих фантазий, отсутствие близких отношений и получение стимула для мастурбации.

«Причиной может быть также ситуация, когда мы хотим сохранить отношения с партнером, который не разделяет наших желаний, — добавляет она. — Например, ему или ей не нравится оральный секс, и вот мы наслаждаемся, просматривая ролики с оральным сексом и воображая, что это происходит с нами. В этом случае порнография заполняет существующую лакуну в чувственности и может считаться частью вполне здоровых отношений.

Некоторые сообщают о том, что прибегают к порнографии даже при постоянном удовлетворяющем сексе «для разнообразия и автономности». Но тот, кто слишком смущается, чтобы объяснить партнеру свои желания, рискует превратить их в тайну, о которой все труднее говорить. Ощущение, что приходится нечто скрывать, может породить чувство вины и отчуждения между партнерами».

Порнография удовлетворяет в первую очередь не сексуальные, а психологические потребности

Психолог Патрик Карнс, который одним из первых начал изучать сексуальную зависимость, назвал четыре основных убеждения, характерных для зависимых от порнографии. Как правило, эти люди происходят из проблемных семей и имеют опыт жестокого физического или эмоционального обращения.

Себя они описывают примерно так: «я плохой», «я ничего не стою», «такого, как я есть, меня никто не полюбит», «если я стану зависеть от кого-то, мои желания никогда не будут удовлетворены», «секс — моя важнейшая потребность».

По мнению Ирины Айриянц, в этом случае порнография удовлетворяет в первую очередь не сексуальные, а психологические потребности: секс смешивается с заботой о себе и становится одним из привычных способов снимать напряжение — в том числе и несексуального характера.

Это зависимость?

Исследователь сексуальности Эрик Янссен уверен, что термин «зависимость» неприложим к чрезмерному потреблению порнографии и что такая трактовка не поможет избавиться от пристрастия. Психолог Мэри Энн Лейден с этим не согласна.

Она считает, что есть основания говорить о порнозависимости: «Одна из определяющих черт зависимости — развитие толерантности по отношению к вызывающему ее веществу. Зависимость от наркотиков ведет к увеличению дозы. Для достижения того же уровня возбуждения зависимые от порнографии нуждаются в просмотре все более жесткого и экстремального видео».

Те, кто считают порно формой зависимости, находят, что сетевая порнография опаснее в силу большей доступности. Возможность посещать порносайты анонимно существенно снижает чувство личной ответственности.

Порно: на пользу или во вред?

В ГОРЯЧЕМ ЖАНРЕ

«Оскар» за раздевание: в Лос-Анджелесе ежегодно проводится конкурс фильмов для взрослых. Премия Adult Video News Awards, более известная как «Порно-Оскар», выдается почти в 150 номинациях. На награду могут рассчитывать только те картины, где показ физиологического процесса любви не самоцель, а способ раскрыть замысел режиссера, и актерская игра не только реалистична, но и эстетична. В числе порновиртуозов — режиссеры Эндрю Блейк, Энтони Спинелли, братья Митчелл, киноактеры Эйша Каррера, Ричард Пачеко, Роксана Блейз. Есть в высоком порнокинематографе и своя мода, в последнем сезоне это — жанр пародии. В числе номинантов премии в 2011 году оказались ленты Tron: Jeremy (тематически переработанный вариант фильма «Трон: Наследие») и This Ain't Avatar XXX 3D, в котором обыгрывается сюжетная линия «Аватара».

Сквозь замочную скважину: особая категория порнофильмов — секс обычных людей, которые и не подозревают, что за ними подглядывает глаз видеокамеры, а вместе с ним и зрители. Режиссер для подобных съемок не требуется, нужна лишь неприметная камера. Однако правильно установить ее — непростая задача. Поэтому и фильмов этой категории совсем немного. Зато очень много подделок, где роли секс-партнеров исполняют актеры, а само действо режиссировано. Впрочем, ценители этого жанра сразу же распознают фальшивку, например по активному звуковому сопровождению с первых же кадров или подозрительно удачным ракурсам съемки.

«Видеокамасутра»: самый распространенный вид порно — постановочные съемки с минимальным сюжетом или совсем без него, зато с максимальным разнообразием поз. Так снимают видео для почитателей самого разного секса, от однополых отношений до зоофилии и BDSM. К этой группе можно отнести и обучающие порнофильмы (например, «Искусство секса» исследует палитру любовных ласк, а «Полное руководство по оральному сексу» (режиссер Роберт Холидей) демонстрирует полсотни способов такого секса и объясняет технику возбуждения). Они, как правило, сопровождаются пояснительным текстом, и это единственная категория порнофильмов (за исключением «высокого порно»), с которой перед показом работают переводчики.

Способ повысить уверенность?

32-летняя Галина, просматривая историю браузера в своем компьютере, обнаружила, что ее муж — завсегдатай порносайтов: «Я пришла в ужас, поняв, что он делает это постоянно и, по-видимому, уже давно. Неужели ему мало меня?»

Семейный психотерапевт Инна Шифанова убеждена, что интерес к порносайтам часто не имеет ничего общего с неудовлетворенностью: «Психотерапевт Милтон Эриксон сказал однажды: можно приказать своему члену «ложись!», но нельзя приказать «вставай!».

Мысль о сексе вызывает у многих мужчин тревогу, поскольку вместе с ней приходит вопрос: получится ли у меня? Просмотр порно вызывает возбуждение и позволяет убедиться, что организм в порядке и все работает. К тому же женщины редко в полной мере представляют себе то социальное давление, которое испытывают мужчины: от них общество требует постоянной сексуальной активности или по меньшей мере готовности, а иначе «ты не мужик».

Порнография подстегивает сексуальную фантазию мужчин и помогает им поддерживать ощущение, что они соответствуют востребованному образу «мачо», даже когда в реальности у них одна партнерша или и вовсе ни одной». Таким образом они прибавляют себе и сексуальной, и социальной уверенности.

Порно: на пользу или во вред?

А женщины?

Женщины также смотрят порно, причем не только вместе с партнерами. «Когда у меня есть мужчина, мне его, как правило, хватает, — откровенничает одинокая 43-летняя Лариса. — Но когда перерыв между романами затягивается, я всегда беру какой-нибудь порнофильм. Это возвращает интерес к сексу и позволяет мне почувствовать себя женщиной, у которой есть желание».

Однако не все воспринимают свой интерес к порно с таким же спокойствием. 19-летняя Марина усомнилась в своей нормальности: «Я подолгу мастурбировала, просматривая ролики в Сети. Потом подумала, что со мной что-то не в порядке, раз меня это так интересует. Попыталась прекратить, но ничего не получалось. Я обратилась к психотерапевту, чтобы избавиться от этой привычки. Однако она мне разрешила продолжать сколько захочется, без стеснения. Вскоре тяга мастурбировать под видео заметно уменьшилась».

Инна Шифанова напоминает, что интерес к сексу как таковому долгое время считался приемлемым лишь для мужчин, но ни в коем случае не для женщин: «Многим даже перед близкими подругами бывает неловко признаться в своем сексуальном любопытстве. И если оно возникает, то может сильно смущать и понижать самооценку. В этом случае реальная проблема не порно и секс, а самоосуждение».

Порнография же может превратиться в серьезную проблему в том случае, когда она не поддерживает стремление к сексуальным отношениям с реальным партнером, а полностью их вытесняет, оставляя в душе чувство пустоты и неудовлетворенности.

Глазами женщины

К концу 90-х женщин перестал устраивать мужской взгляд на секс. «Пионерками» женской киноэротики оказались француженки, режиссеры Катрин Брейя (Catherine Breillat) и Виржини Депант (Virginie Despentes). Затем начала работать целая индустрия феминистской порнографии. От «традиционной» она отличается по трем критериям: 1) режиссером (или продюсером) является женщина; 2) показывают реальный женский оргазм; 3) диапазон женской сексуальности расширяется за счет чувств, обсуждений, прелюдий — того, что мужской порномейнстрим не интересовало.

В США одним из главных теоретиков женского порно стала Тристан Таормино (Tristan Taormino) — порнорежиссер, пропагандистка анального секса (автор книги «Основы анального секса для женщин») и стимуляции простаты. Конкуренцию ей составила Мария Битти (Maria Beatty), все фильмы которой — одно большое исследование собственных лесбийских фантазий. В 1997 году она сняла «Черную перчатку» (The Black Glove) — сеанс садомазохизма, в котором вместе с другими женщинами участвовала и она сама.

В немалой степени благодаря саундтрекам авангардного композитора фильм произвел впечатление сначала на нью-йоркских ценителей арт-хауса, а затем прославил имя Битти по всему миру. Компания Girlfriends Films снимает кино в первую очередь не для мужчин, которые любят наблюдать за лесбийскими развлечениями, а для самих лесбиянок. В отличие от глянцевого порно, адресованного мужской аудитории, в нем больше эмоций, неимитированных оргазмов. В репертуаре — реалистичный лесбийский хардкор и «романтическое» лесби-порно: «медленные соблазнения», развитие отношений, постепенное нарастание желания и далее — страпоны (используются пристежные фаллоимитаторы), трибадизм (партнерши достигают оргазма за счет взаимного трения клиторами) и позы 69, а также порно с реальными лесбийскими парами.

Эрика Ласт (Erika Lust) — специалист по сексуальной культуре, бакалавр политологии, театральный продюсер и журналист, в 2003 году основала порностудию Lust Films (Барселона). Студия заявляет о своей «альтернативности» и утверждает, что от мейнстрима ее порнографию отличают утонченная стилистика, юмор, глубина характеров и «более реалистичный секс». А в Нидерландах в этом году начал работу первый круглосуточный телевизионный порноканал специально для женщин «Сумерки» (Dusk).

Текст Михаил Осокин