Чем опасно раннее развитие интеллекта?

1. Вынуждаем соответствовать ожиданиям

Несмотря на попытки обучать малышей в игровой форме, довольно скоро для всех участников процесса становится очевидно, что «игра» — лишь красивое название обычной дрессуры.

«Петенька, где буква «А»? Ну-ка, не отвлекайся! Положи машинку на место, подойти ко мне и посмотри на картинку, а я тебе потом мультик включу». Всего через несколько дней Петенька по законам образования условного рефлекса усваивает простую истину: если он называет буквы, взрослые радуются, если нет — огорчаются или раздражаются. С этого момента знание алфавита становится залогом мира в семье, поэтому интерес ребенка к буквам неуклонно снижается, а тревожность растет. Но, поскольку демонстрация отсутствия заинтересованности чревата конфликтами с родителями, ребенок постепенно обучается изображать энтузиазм и скрывать истинные чувства. Об этом эффекте очень точно пишет в своей автобиографической книге известная пианистка, а когда-то девочка-вундеркинд, Полина Осетинская: «Мне не позволялось быть или казаться несчастливой. Я обязана была ежесекундно испытывать и излучать счастье. Я научилась этому обратному аутотренингу, и никто никогда не видел меня неулыбчивой, грустной. Никому не приходило в голову, что находится за фасадом».

Ребенок разучивается хотеть

Многие родители и педагоги считают, что использование игрушек или других ярких материалов превращает занятие в игру. Но самое ценное в игре — возможность установить свои правила и выйти из нее в любой момент, просто заявив: «Я не играю».

Последствия.

К подростковому возрасту, а то и раньше, ребенок не будет знать, чего он хочет, потому что просто разучится хотеть. Ведь его желание заниматься чем-то интересным постоянно сталкивалось с препятствиями в виде развивающих занятий. Дальше все будет происходить по описанному Л.С. Выготским механизму интериоризации: видя, как родители пренебрегают его желаниями, ребенок сам перестанет прислушиваться к ним, а потом и вовсе подавит их, чтобы лишний раз не разочаровываться.

2. Лишаем спонтанности

В основе детской непосредственности, умиляющей многих взрослых, лежат непроизвольные реакции. Есть колоссальная разница между веселыми прыжками под музыку и исполнением танцевальных па на «раз, два, три», между прослушиванием английской песенки и многократным повторением припева с целью совершенствования произношения. Регулярные и интенсивные развивающие занятия приучают ребенка действовать исключительно произвольно, что полезно и оправдано для ученика начальных классов, но преждевременно для дошкольника.

То, что многие родители считают «дуракавалянием», в действительности — важный этап эмоционального развития. Скача до упаду или ползая по ковру с игрушками, ребенок учится ориентироваться на свои телесные ощущения, распознавать усталость и регулировать активность. Развивающие занятия, напротив, предполагают поддержание специально заданной позы в течение определенного времени. Взрослые задают темп деятельности ребенка и контролируют его тонус.

Последствия.

Образ неуклюжего подростка или взрослого в брюках по подмышки и наглухо застегнутой рубашке — отнюдь не плод фантазии юмористов. Неумение достигать мышечного расслабления и, в целом, плохое владение своим телом связано с неумением оперативно реагировать на возникающие ощущения. Перефразируя известную шутку про сороконожку, можно сказать, что ребенку никогда не давали возможности ходить, не задумываясь над механикой своего передвижения.

Чем опасно раннее развитие интеллекта?

3. Снижаем мотивацию к обучению

Представьте, что вы несколько лет потратили на построение карьеры и почти доросли до должности генерального директора, а потом вам безапелляционно заявляют, что необходимо вновь вернуться на позицию младшего менеджера. В похожей ситуации оказывается ребенок, которому приходится в начальной школе заново учить то, что он еще в пятилетнем возрасте лихо декламировал гостям с табуретки. Этот шаг назад кажется ему если не унизительным, то довольно странным, поэтому сложно убедить ребенка в необходимости слушать объяснения учителя и выполнять его требования. Если ребенок поймет, что большая часть материала ему уже известна, он пропустит тот момент, когда начнется новый материал, или не сможет связать его с имеющимися знаниями. Кроме того, будет потерян авторитет педагога, поскольку первоклассник быстро привыкнет к тому, что слова учителя ничего не стоят.

У ребенка нет стимула к обучению

Не застрахован «развитый» ребенок и от звездной болезни. Привыкнув к похвалам преподавателя и к тому, что его уровень подготовки выше, чем у одноклассников, первоклассник будет болезненно реагировать на изменение своего статуса в классе.

Последствия.

Ребенок, считающий, что он и так все знает, оказывается лишен основных мотивов обучения. У него нет стремления догнать более сильных сверстников, нет стимула слушать учителя и нет возможности получить похвалу родителей за повторное освоение уже знакомого материала. В силу возрастных особенностей он не способен критически отнестись к своим разрозненным знаниям и вместо того, чтобы заняться их систематизацией, пускает учебу на самотек.

4. Вмешиваемся в естественный ход развития

К сожалению, многие взрослые имеют весьма поверхностные представления о закономерностях и нормативах детского развития. Среди родителей до сих пор популярны некоторые методики, которые противоречат давно подтвержденным научным фактам. Например, широкую известность приобрели карточки Гленна Домана, изначально разработанные для обучения детей с нарушениями нервной системы, а затем чудесным образом превратившиеся в методику развития здоровых детей. Несмотря на то, что еще в 1999 году Американская академия педиатрии опубликовала обширный отчет о сомнительных результатах использования этой методики, запрос со стороны родителей на ее применение до сих пор велик. В результате ребенку предлагается пассивное разглядывание карточек, предъявляемых на короткое время, без возможности задавать взрослому какие-либо вопросы. Все научные труды педагогов и психологов, написанные про детскую познавательную активность, важность практической деятельности и сюжетно-ролевой игры, можно, по-видимому, сдать в пункт приема макулатуры.

Первоклассники не умеют выражать эмоции и не понимают чувства других людей

Активное развитие интеллекта в дошкольном возрасте противоречит самому главному закону детского развития — гетерохронии созревания психических функций. Этот закон предполагает неодновременное и неравномерное развитие моторики, эмоциональной сферы восприятия, речи, мышления и других процессов. В течение первого года жизни малыш успевает из малоподвижной «гусеницы» превратиться в бодро бегающего человека. В то же время в его словарном запасе содержится не более 10 слов, понятных только самым близким людям, а мышление еще не подчиняется законам логики. Какой смысл пытаться в этом возрасте обучать ребенка чтению или иностранному языку?

Последствия.

Многие учителя отмечают, что современные первоклассники, имея высокий уровень интеллекта, не умеют выражать свои эмоции и понимать чувства других людей. Возможно, так происходит потому, что им приходилось заучивать названия планет Солнечной системы вместо того, чтобы хохотать от щекотки и играть в «ку-ку». Кроме того, большинство знаний, полученных дошкольником, быстро забывается. Так, иностранный язык «уходит» за полгода, если им не пользоваться, что не раз описано в исследованиях, посвященных изучению детей мигрантов и билингвов (например, в работе Andrea Rossi из Гарвардской школы Кеннеди).

Чем опасно раннее развитие интеллекта?

Об авторе

Мария Баулина — нейропсихолог, доцент кафедры клинической психологии Московского института психоанализа. Ее сайт.