Конфликт: почему не нужно его бояться и как получить желаемый результат?

Многие боятся конфликтов. Они согласны испытывать чувство постоянной тревоги, лишь бы не покидать зону комфорта. Если вы хотите избавиться от этого тягостного состояния, вам придется инициировать конфликт и отстоять свои интересы. Чтобы изменить ситуацию, но сохранить при этом отношения, надо соблюдать ряд правил.

Заранее изложите аргументы на бумаге

Как правило, конфликты проходят эмоционально. Обозначив мысли на бумаге, вы подготовите себя к тому, чтобы держаться вопросов, непосредственно касающихся конфликтной ситуации. Так у вас больше шансов говорить о том, что вы хотели бы изменить в отношениях, и не переходить на взаимные обвинения.

Наблюдайте за собеседником со стороны

Как бы вы ни подготовились к беседе, трудно противостоять эмоциональному потоку, в который вас пытается вовлечь вторая сторона. Однако, как только включается аффект: агрессия в ответ на наступление обидчика или, напротив, испуг — вы проиграли. Вы забываете обо всем, что предварительно написали, и попадаете в эмоциональный поток, лишающий вас способности мыслить рационально. Попробуйте сделать символический шаг в сторону, переключив внимание с того, что вам говорят, на того, кто это говорит. Присмотритесь, как человек в этот момент выглядит, какой у него цвет глаз, особенности одежды. Окрашенные ли у него волосы или натуральные? Тщательно ли выглажена рубашка? Представьте его не своим противником, а пятилетним малышом, который просто стал старше. Так вы вернете хладнокровие, которое поможет действовать в своих интересах.

Конфликт: почему не нужно его бояться и как получить желаемый результат?

Определите, что на самом деле хочет собеседник

Конфликты могут быть прямыми и неявными. В первом случае все ясно: вашу машину подрезают на автостраде, и конфликт не выходит за рамки дорожного инцидента. Однако порой за выраженной претензией может скрываться совсем другая причина недовольства. Близкий человек ревнует вас, но высказать это по разным причинам не решается. Вместо этого он обвиняет вас в том, что вы настаиваете на поездке к друзьям, а он предпочел бы другое времяпрепровождение. Позиция отстраненного наблюдателя и здесь позволит вам лучше видеть подводные течения: что на самом деле лежит в основе конфликта.

Позвольте собеседнику выговориться

У всякого конфликта есть свои фазы. Не пытайтесь поскорее закончить неприятный разговор и дайте собеседнику возможность пройти наиболее эмоциональный этап, позволяющий освободиться от накопившегося груза обид. Чем больше в человеке напряжения, тем сложнее ему вас понять. Слова, которые ему важно услышать с вашей стороны: «Я тебя понимаю».

Возвращайте сказанное

В краткой форме перескажите ему все, о чем он говорил. Это позволит человеку почувствовать, что он вами понят и принят.

Говорите так, чтобы вас слушали

Старайтесь не повышать голос: чем громче вы будете говорить, тем хуже вас будут воспринимать. Держитесь только поднятой темы, изложив свое видение ситуации максимально сжато и без оскорблений. Откажитесь от любых фраз, прямо или косвенно обвиняющих вторую сторону: «Ты поступаешь ужасно». Вместо этого скажите: «мне бы хотелось», «у меня есть идея», «будет здорово, если...». Этим вы даете понять, что не относитесь к собеседнику как к противнику, а протягиваете руку и ждете от него помощи.

Вероника Степанова

Об эксперте

Вероника Степанова — психотерапевт. Ее канал на YouTube.