Это очень откровенная книга. Трудно представить, что какая-нибудь современная мегазвезда осмелится поведать о себе столь нелицеприятные вещи. Например, о скандалах, которые устраивала в пансионе, о драках, истериках, обидах и унижениях… Саре Бернар с детства было абсолютно наплевать на все и на всех. Она действовала под влиянием момента и была чрезвычайно импульсивна. Живя у чужих людей, она выпрыгнула в окно, стремясь догнать уезжающую родную тетю. Внезапно и тайком убежала в Испанию, нарушив обязательства перед театром. Открыто конфликтовала с влиятельными особами, от которых зависела ее карьера, а иногда – и жизнь.
Психоаналитик, наверное, мог бы заметить, что поведение героини – это неосознанное стремление завоевать внимание и любовь ускользающей от нее матери. (Сара росла в разорванной семье, и родители были для нее весьма эфемерными персонажами.) Но я думаю, что в основе ее эксцентричных поступков лежит и другое – глубинное одиночество и отчаянное стремление творить мир вокруг себя. Хотя, безусловно, она во многом соревновалась с матерью. Та была содержанкой, очень красивой женщиной, которая успешно продавала свои капризы для узкого круга мужчин-ценителей. Сара продавала свои капризы профессионально – на театральных подмостках: она была мастером жеста и паузы, виртуозно владела интонацией, голосом. Она творила миф из себя и вокруг себя. А в конечном счете Бернар стала режиссером всей своей жизни. И все-таки, я не думаю, что она сознательно выстраивала свою биографию.
Многие хотят быть самими собой, но немногие рискуют идти в этом стремлении до конца. Она сумела это сделать. И мне кажется, ее феноменальный успех был основан именно на сочетании мощной энергетики, воли и таланта воплощать прекрасное, возводить красоту в символ.
Работая над мемуарами, актриса также искала себя, боролась с пустотой, с тем, что она исчезнет, как исчезают в вечности театральные жесты. Она снова и снова показывала, что не желает быть слепленной по лекалам своей среды. Это одна из тех удивительных женщин, которые, сделав себя, на мой взгляд, сделали весь ХХ век.
Французская актриса Сара Бернар (1844-1923) была первой театральной звездой мирового масштаба: ей рукоплескали не только вся Европа, но и Россия, и Америка. Она преуспела в занятиях живописью и скульптурой, сочиняла романы и пьесы. Эксцентрические поступки Сары Бернар породили множество легенд и сплетен. Свои мемуары актриса написала в 1898 году – на взлете карьеры. Впереди у нее оставалось еще 25 лет жизни, полной успеха, трагических событий и скандальной славы.
«Сара Бернар. Моя двойная жизнь», FreeFly, 2006