
Мальчики и девочки — это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек в чем-то похожи, но в чем-то отличаются. Мы, взрослые, тоже родом из этих миров, но, пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве. Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Как помочь нашим детям стать непохожими друг на друга мужчинами и женщинами и чувствовать себя на своем месте? Как исправить влияние общественного мнения, утверждающего, что в современном мире «девочки и мальчики равны»?
Мы задали семь вопросов нейропсихологу Валентине Еремеевой, психоаналитику Екатерине Калмыковой, детскому психологу Наталье Евсиковой и педагогу-психологу Ирине Хоменко.
Нужно ли воспитывать мальчиков и девочек одинаково?
Это в любом случае невозможно. Какими бы ни были наши намерения и наши представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты) — мы интуитивно чувствуем: их психика различается. Но так получается не у всех родителей и не всегда — просто потому, что в воспитании очень сильны наши проекции (бессознательные страхи и тревоги) и собственные нарциссические переживания. Нередко чувства, направленные на ребенка, вытесняет ощущение собственного дискомфорта. Родители, например, чаще ругают подвижных, активных мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по два года*.
На такое поведение взрослых влияет и расхожее представление о женской и мужской ролях в обществе. Оно настолько запечатлелось в сознании многих поколений, что проявляется в поведении помимо нашей воли.
Какие правила применимы к обоим полам?
Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, табу, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие… Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей.
Что стоит позаимствовать из воспитания в стиле «унисекс»?
Мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым. Чем больше у него будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче ему будет жить дальше. Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, что он вымоет посуду, а девочке — что она не перестанет быть женственной, если сумеет вбить в стену гвоздь. Родителям следует понять, и тогда они смогут донести это до своих детей, что мужчина может жить в согласии со своей женской составляющей, не отказываясь от мужественности, а женщина может быть вполне женственной, принимая свои мужские черты. И никто при этом не утратит своей (мужской или женской) привлекательности. И конечно, для всех детей важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.
Зачем природе мужское и женское
Почему многие девочки усердны и аккуратны, а мальчики любознательны? Почему мужчины чаще страдают от болезней, а женщины живут в среднем на несколько лет дольше? Ответы на эти вопросы дает «эволюционная теория пола» доктора биологических наук, генетика Вигена Геодакяна*. Он предположил, что в истории эволюции борются две противоречивые тенденции: необходимость сохранить (передать по наследству) то, что уже создано, и потребность в развитии, расширении среды обитания. Так и возникли две подсистемы: консервативная (женская) и прогрессивная (мужская). В одном теле обе существовать не могли и трансформировались в два типа организмов: женский и мужской. Женский пол изначально ориентирован на выживаемость, сохранение прежнего, а мужской – на прогресс, приобретение нового. Именно поэтому девочки и женщины, утверждает Виген Геодакян, крепче физически и психически – такова биологическая программа. От женской части популяции зависит количество потомков, поэтому природа «бережет» женский пол, а все «новинки эволюции» отрабатывает на мужчинах.
Наталья Евсикова
* В. Геодакян «Два пола: зачем и почему», ВИ ПКРП, 1992.
Почему у них разный стиль мышления, выражения эмоций?
За этими различиями — длительная эволюция мужского и женского пола, разные механизмы организации мозга, а следовательно, и психики. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек примерно на шесть лет раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление**. Именно поэтому они легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторение, много и с удовольствием говорят. Мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. У них позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Новую информацию они анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки — с помощью левого. Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
Барби, помада, розовые платья — почему девочки это любят?
В возрасте от двух до шести лет девочка начинает ощущать свою принадлежность к женскому полу, свою женственность. И, даже если нам не всегда нравится жеманство, важно поддержать стремление «ощутить себя женщиной», позволить ей изучать различные аспекты привлекательности, платья, украшения. То же касается и кукол: общество и культурная среда демонстрируют обладающих половыми признаками персонажей, которые помогают детям определять свою половую идентичность. Отказывать ребенку в познании их неразумно.
Если мальчики играют в войну, не вырастут ли они агрессивными?
Игра в войну (бег, крики, потасовки) помогает маленькому мальчику разрядить накопившуюся энергию; в игре он развивается физически, учится регулировать свою силу. Эти игры могут принести вред, если дети играют в «войну бандитских группировок» или копируют «бои без правил» из фильмов — в этот момент они учатся решать свои проблемы не словами, а недозволенными приемами и ударами.
Проявлять свою агрессивность девочки и мальчики начинают одновременно. Некоторые психоаналитики считают, что фаллическое начало делает поведение мальчиков активным и вызывающим. Девочки (чьи половые органы находятся «внутри») более склонны к самонаблюдению и пассивности. Эти психологические различия, обусловленные половой принадлежностью, подкрепляются культурными представлениями, которые одобряют дух соревнования у мальчиков. Биологи, со своей стороны, подчеркивают важность мужского гормона тестостерона, который стимулирует мужскую агрессивность. Запрещать драки и споры между мальчиками во имя принципа ненасилия — значит подавлять их естественные потребности. Лучшее, что родители могут сделать, — признать реальность переживаний своего ребенка, помочь ему назвать их: «Ты сердишься, тебе хочется стукнуть этого Васю…» — и учить сына выражать свои чувства позитивно. Не стоит пугаться его агрессии и злиться, иначе ребенку в результате придется справляться с двойной агрессией — своей и родительской.
Могут ли занятия танцами повлиять на сексуальную ориентацию мальчика?
Мальчики становятся гомосексуалистами не потому, что в детстве им нравилось играть в куклы или заниматься танцами. Гомосексуальность формируется в силу иных причин, которые мало зависят от стиля воспитания.
Гомосексуализм нередко связан с тем символическим местом, которое отец (или мать) ребенка занимает в семье. Возможно, сын видит, как отец смотрит на маму, и пытается ее копировать, потому что ему не хватает общения с отцом: таким образом он надеется обратить на себя его внимание. Если родители отправляют сына заниматься танцами, а дочку — на занятия боксом, потому что считают, что это хороший способ развить грацию движений одного и физическую сноровку другой, то почему бы и нет? Такой выбор может быть рискованным только в том случае, если на месте своего сына или дочери родители бессознательно желают видеть ребенка другого пола.
* В. Еремеева, Т. Хризман. «Мальчики и девочки — два разных мира». Тускарора, 2003.** H. Hanlon et al. «Gender Differences in The Development of EEG Coherence in Normal Children». Developmental Neuropsychology, 1999, vol.16.
МАЛЬЧИК
- Он готов отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: «Не знаю».
- Ему важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному».
- Лучше выполняет задания при ярком свете.
- Обычно не следит за мимикой взрослого (правильно ли я отвечаю?), но чутко реагирует на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчику легче заниматься.
- С некоторым трудом воспринимает язык большинства учебников.
- Опирается на «дальнее зрение», поэтому любит «догонялки», бросать предметы в цель; охотно расширяет свое пространство по вертикали: лазает по деревьям и т. д.
- Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься».
ДЕВОЧКА
- Не зная ответа на вопрос, прямо скажет об этом.
- Легче усваивает алгоритмы и правила. Лучше обучается последовательно — «от простого к сложному».
- Лучше видит при плохой освещенности.
- Общение со взрослым для нее важнее знаний: на занятиях она смотрит на него, ловит нюансы его мимики и подстраивается к нему.
- Быстрее схватывает новый материал, раньше начинает читать, легче учит грамматику.
- Более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика, поэтому любит небольшие игрушки. Играть и заниматься ей комфортнее в ограниченном пространстве.
- Поддержите девочку словами: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала».
Есть вопрос?
www.inter-pedagogika.ruПедагогические новости, научные статьи по педагогике и детской психологии, споры на форумах… Материалы своего авторского сайта Ирина Хоменко адресует родителям, учителям и всем, кому интересен внутренний мир растущего человека, его ошибки и открытия. При необходимости на сайте можно получить онлайн-консультацию детского психолога.
Об этом
- Майкл Гариен. «Мальчики и девочки — учатся по-разному». Астрель, 2004.
- Дон Элиум, Джоан Элиум. «Воспитание сына». Питер, 1996.
- Дон Элиум, Джоан Элиум. «Воспитание дочери». Питер, 1997.
- Кайл Роберт. «Тайны психики ребенка». Прайм-Eврознак, 2002