«Понять, как возникают иррациональные убеждения»
Дмитрий Леонтьев, психолог:
«Вызовы бывают личные и общие. Мои личные вызовы – они и есть личные, кроме того, я их не всегда стараюсь рефлексировать и облекать в слова, часто оставляю на уровне интуитивного ощущения и реакции. Что касается более общего вызова, то я давно ломаю голову над тем, как формируются убеждения людей, их образы реальности. У большинства они не связаны с личным опытом, иррациональны, ничем не подтверждены и не приносят успеха и счастья. Но при этом гораздо прочнее, чем убеждения, основанные на опыте. И чем хуже живут люди, тем они увереннее в истинности своей картины мира и больше склонны поучать других. Мне эта проблема искаженных представлений о том, что реально, а что нет, кажется необычайно трудной».
«Создать интегральную психологию и психотерапию»
Станислав Раевский, юнгианский аналитик:
«Главная задача для меня – создание интегральной психологии и психотерапии. Соединение современных научных знаний, прежде всего, данных когнитивных наук, и психотерапии разных школ. Создание общего языка для психотерапии, потому что почти каждая школа говорит на своем языке, что, конечно, наносит ущерб общему психологическому полю и психологической практике. Соединение практики буддизма, которой тысячи лет, с десятилетиями современной психотерапии».
«Способствовать развитию логотерапии в России»
Светлана Штукарева, логотерапевт:
«Самая актуальная задача на сегодня – делать то, что от меня зависит, для создания Высшей Школы Логотерапии в Московском институте психоанализа на базе аккредитованной Институтом Виктора Франкла (Вена) программы дополнительного образования по логотерапии и экзистенциальному анализу. Это расширит возможности не только образовательного процесса, но и просвещения, тренинговой, терапевтической, профилактической и научной деятельности, позволит развивать творческие проекты, имеющие отношение к логотерапии. Это необыкновенно увлекательно и вдохновляюще: способствовать развитию логотерапии в России!»
«Поддерживать детей в новых реалиях нашего мира»
Анна Скавитина, детский аналитик:
«Главная задача для меня – понять, как развивается психика ребенка в постоянно изменяющемся мире.
Мир нынешних детей с их гаджетами, с доступной информацией про самые страшные и интересные вещи на свете пока не описан в психологических теориях. Мы точно не знаем, как помогать детской психике справляться с тем новым, с чем мы сами никогда не имели дело. Мне важно создавать синергетические пространства с психологами, учителями, детскими писателями, специалистами разных наук, чтобы вместе продвигаться в непонятных реалиях этого мира и поддерживать детей и их развитие».
«Переосмыслить семью и место в ней ребенка»
Анна Варга, семейный психотерапевт:
«Для семейной психотерапии настали трудные времена. Опишу два вызова, хотя их сейчас значительно больше.
Во-первых, в обществе нет общепринятых представлений о том, что такое здоровая, функциональная семья. Существует много разных вариантов семьи:
- бездетные семьи (когда супруги сознательно отказываются заводить детей),
- бикарьерные семьи (когда оба супруга делают карьеру, а дети и домашнее хозяйство на аутсорсинге),
- бинуклеарные семьи (для обоих супругов текущий брак не первый, есть дети от предыдущих браков и дети, рожденные в этом браке, все время от времени или постоянно живут вместе),
- однополые пары,
- белые браки (когда партнеры сознательно не занимаются сексом друг с другом).
Многие из них отлично живут. Поэтому психотерапевтам приходится отказываться от экспертной позиции и вместе с клиентами изобретать, что для тех в каждом конкретном случае будет лучше. Понятно, что эта ситуация предъявляет повышенные требования к нейтральности психотерапевта, широте его взглядов, а также творческому потенциалу.
Во-вторых, изменились коммуникативные технологии и тип культуры, поэтому исчезает социально сконструированное детство. Это означает, что больше нет единого представления о том, как правильно воспитывать детей.
Непонятно, чему нужно научить ребенка, что вообще семья должна ему дать. Поэтому вместо воспитания теперь в семье чаще всего происходит выращивание ребенка: его кормят, поят, одевают, ничего не требуют из того, что требовали раньше (например, помощи по хозяйству), обслуживают (например, возят по кружкам).
Родители для ребенка – это те, кто дает ему карманные деньги. Изменилась семейная иерархия, теперь на ее вершине часто находится ребенок. Все это увеличивает общую тревожность и невротизацию детей: родители часто не могут выступать для него психологическим ресурсом и опорой.
Чтобы вернуть эти функции родителям, сначала нужно менять семейную иерархию, «спускать» ребенка с вершины вниз, где он, как зависимое существо, и должен находиться. Больше всего этому сопротивляются родители: для них требования, контроль, управление ребенком означают жестокость по отношению к нему. А еще это означает отказ от детоцентризма и возврат в супружество, которое давно «пылится в углу», потому что основное время тратится на обслуживание ребенка, попытки дружбы с ним, на переживание нанесенных им обид и страх потерять с ним контакт».
О конференции
Конференция «Психология: вызовы современности» пройдет 21-24 апреля в Москве. На ней выступят психологи, психотерапевты и коучи, которые расскажут, чем сегодня живут основные направления практической психологии.
Узнать подробности о конференции можно