213

Рабочая скука

Согласно последним исследованиям, если работа не соответствует уровню полученного образования, велика вероятность развития депрессии. Неужели дело только в скуке и ущемленном самолюбии?
Рабочая скука

Натолкнулся на интересное сообщение. Бельгийские ученые сопоставили уровень образования и род занятий у 16 тыс. человек в 20 странах Европы и обнаружили, что у людей с «избыточным образованием», чья квалификация выше, чем требует текущая работа, повышена вероятность развития депрессии.

Что – горе от ума и не стоило столько вкладываться в учебу? С одной стороны, очевидно: закончивший балетное училище не будет счастлив на подтанцовке. С другой – сколько классных танцоров были бы счастливы оказаться подтанцовщиками в спектакле с Барышниковым. Так, может быть, дело не только в образовании и проявляется это не только в работе?

Вспоминаю прекрасного инженера без малейших признаков депрессии в начале 1990-х, хотя в то время ей пришлось несколько лет торговать вещами на рынке. Вижу друга, счастливого в школьном учительстве, хотя он перебрался в те же годы с хорошего места в НИИ. Оглядываюсь на собственный опыт, в котором нахожу и депрессивные периоды на соответствующей всем моим дипломам престижной работе, и счастливые времена на работе, которой друзья удивлялись, мол, как же ты так низко пал? И нахожу лишь один ответ, возвращающий меня в ранние 1970-е: тогда, работая с детьми и встречаясь с так называемой школьной усталостью в разных ее проявлениях, обнаружил, что, когда ребенку интересно, он неутомим, а когда нет – валится от усталости после пары уроков. Так может быть, дело не в том, соответствует ли работа образованию, а в том, интересна ли она мне?

Тогда остается выбор: либо требовать от работы и жизни, чтобы они были интересны, либо посмотреть, что лишает интереса к ним и можно ли что-то изменить. Конечно, интереснее на работе, дающей возможность не только реализовывать себя как профессионала, но и профессионально развиваться, получать признание и достойный заработок. Но все эти вещи относительны, и то, что хорошо и интересно одному, может быть плохо и скучно для другого.

читайте такжеМихай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания»

Больно бьющие грабли, на которые мы, однако, сплошь и рядом наступаем, – это чувство собственной важности. Мужчина в самом соку, классный водитель второй год без работы, не слезает с дивана и заливает свою депрессию спиртным. Говорю ему, мол, можно частное такси организовать, а он: «Ты что?! Не понимаешь? Я же ди-рек-то-ра какого завода возил!» Ему все, кроме того черного авто, в котором директор от него зависел не менее, чем он от директора, – скука подплинтусного существования.

Из этого же разряда слишком высокие претензии и ожидания при неготовности к марафону. Бегунам на короткие дистанции нужно все, много и сразу. «Тебе хорошо, – говорит приятель после пары лет работы, – ты уже, а меня как засунули в операционную, так и торчу там». Другой пятый год урчит от удовольствия, оперируя, и счастлив.

Центропупизм с завышенной самооценкой, когда все – от начальства до сотрудников – не дают тебе развернуться и сводят на нет все твои усилия, словом, дураки дурацкие.

Нехватка гибкости заставляет держаться привычного – новое, даже само по себе интересное, но требующее усилий приспособления к нему, врабатывания, убивает интерес и подавляет.

Трудно, когда работа не соответствует характеру. «Живчику» смертельно скучно сидеть целый день на месте, размеренному неторопливому педанту – на требующей подвижности и частых переключений работе.

Легкое вхождение в роль ученика может казаться слабостью, но на самом деле очень помогает с интересом учиться тому, что вроде бы никак не соответствует образованию.

Часто оказывается, что важны не только совпадение работы с квалификацией и уровень работы, но и возможность испытывать себя и поднимать планку. Стабильность легко оборачивается вязкостью застоя.

Еще один подвох – расхождение, скажем так, романтически-идеализированных представлений о работе и ее реальности. Как красиво быть учителем! И какая тоска – год за годом изо дня в день талдычить этим шалопаям одно и то же.

А за всем этим – отношение к жизни. Как один мудрый человек сказал, не так важно, как ты зарабатываешь, если ты любишь жизнь. Если ты ее любишь...

читайте такжеМы можем реализовать свой потенциал
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Абсолютна согласна, что именно нехватка гибкости, нежелание даже чуть-чуть подвергнуться риску "приковывают" к надоевшей работе. А ведь бывает, что и в рамках своей профессии, и в стенах свой организации можно найти нечто новое, более интересное.
Psy like0
Psychologies приглашает
Как новая реальность изменит наши привычки заботиться о себе

Вебинар Psychologies

УЧАСТВОВАТЬ
новый номерИЮЛЬ - АВГУСТ 2020
169Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Мозг: меняем жизнь, меняя мышлениеМозг: меняем жизнь, меняя мышлениеКак было бы здорово, если бы был пульт, способный перематывать пленку жизни назад. Нажал на кнопку — вернулся в прошлое и поступил иначе, сделал другой выбор. Увы, такого пульта нет. Хорошая новость в том, что он и не понадобится, если мы научимся совершать правильный выбор в моменте. И это вполне реально. Как? Об этом мы рассказали на второй ежегодной конференции Psychologies Day, которая прошла 25 октября 2019 года. В этом досье мы собрали наиболее интересные статьи о возможностях нашего мозга. А через год, в октябре 2020, мы расскажем еще больше интересного! До встречи на Psychologies Day 2020! Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты