Вы, может быть, за собой замечали: если вам понравился пейзаж, картина, музыка, то ваш восторг просто обязаны разделить и ваши близкие! Вас поражает нечувствительность другого человека к тому, что восхитило вас,такое отсутствие вкуса вас возмущает. Может быть, вы диктатор (хотя себе в этом и не признаетесь) и ваш авторитарный характер проявляется именно в области эстетики? Вовсе нет, полагал Иммануил Кант. Если вы не просто восклицаете «как красиво!», но ищете созвучия с вашим восторгом в чувствах других людей, значит, вы осознаете, что в этом эстетическом наслаждении отражается подлинная сущность человека, целостность натуры, а не только его культурный багаж*. Именно поэтому тот, кого красота оставила безучастным, кажется вам изгоем, исключе-нием из рода человеческого…
ИСТИННО ПРЕКРАСНОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО ДЛЯ ВСЕХ! ИНЫЕ МНЕНИЯ ДЛЯ НАС ЗДЕСЬ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНЫ.
Вы замерли перед гениальной картиной Шагала, у вас перехватило дыхание при виде морского простора. Прекрасно ли все это? Для вас в данном случае и речи быть не может о том, чтобы услышать ответ вроде «наверное» или «это дело вкуса». Да, прекрасное прекрасно. И если оно действительно прекрасно – то абсолютно для всех! Это обсуждению не подлежит. Сильная эстетическая эмоция отвергает любую относительность суждений и безразличие к другому, которое лишь прикидывается уважением к его непохожести на нас самих. В этом смысл знаменитой фразы Канта: «Эстетическое суждение субъективно, но универсально». Субъективно, потому что нет никакого критерия для определения прекрасного – в этом мы доверяем только своим эмоциям. Естественно, наши вкусы всегда были и будут разными, понятие о красоте у каждого свое. Но главное – это наша жажда прекрасного, наша тяга к нему. То мгновение, когда мы испытываем эстетическое наслаждение, это одновременно и момент нашего обращения к другим, нашего порыва. Возможно, именно такой порыв, острое желание поделиться своими чувствами с другими людьми и делает эстетическое переживание таким острым, наполненным эмоцией? Мы как будто предчувствуем, предощущаем согласие, мы распространяем чувство восторга, вызванное гармонией шедевра, на возможность гармонии в отношениях с другими людьми. Как говорил Стендаль, «красота – это обещание счастья»**. Счастья разделенного – вот что он имел в виду. Понятно, что обещание это далеко не всегда будет исполнено – но тут важнее намерение. Возможно, вы скажете, что способны восхищаться прекрасным и без того, чтобы с вами были согласны другие? Отвечу вам от имени Канта: ваше чувство нечисто. А если вы скажете, что ваше даже самое сильное восхищение красотой отражает не внутреннюю гармонию, а скорее внутренний конфликт, и поэтому из него не рождается никакого желания гармонии с другими... то я не смогу вам сказать ничего. Да и Кант тоже.
* И. Кант «Критика способности суждения» (Наука, 2006).
** Стендаль «О любви» (Азбука, Азбука-Аттикус, 2011).