Вадим Ротенберг
Автор концепции поисковой активности головного мозга.
alt

В этом сложном мире нам нередко случается ошибаться, и очень важно, как мы относимся к своим ошибкам.

Есть люди, которые немедленно начинают искать причину совершенной ошибки во внешних обстоятельствах и нередко пытаются обвинить в случившемся других, совершенно к этому непричастных. Разумеется, это создает новые проблемы, но пытаться разубедить их можно только с риском самому оказаться в числе виновных.

Есть люди, склонные в каждой своей ошибке обвинять себя – за неумение справиться с задачей, за неспособность что-то понять, за свое бессилие перед трудностями и т. п.Какая позиция лучше? Обе хуже.

Обвинение других в том, в чем виноват ты сам, не помогает ничего исправить. Такие люди все время чувствуют себя правыми и только все больше ненавидят и грабли, на которые наступают, и тех, кто им их якобы подложил.

Но и обвиняющие себя часто тоже не в состоянии исправить свои ошибки или предотвратить их повторение. У такого человека может в чем-то не хватить опыта, конкретных знаний или способностей, и он может этого не осознавать, когда берется за решение какой-то задачи по своей инициативе или по просьбе других. Он верит в свои возможности. И вдруг он обнаруживает, что с этой задачей почему-то не справляется. У него возникает чувство вины за неспособность осуществить задуманное, за то, что он не оправдывает возложенные на него надежды. Но в этом он не виноват. Он не сумел правильно оценить свои возможности, ему надо этому учиться, и это требует усилий. Для таких усилий недостаточно критического отношения к своим ошибкам, нужна вера в себя, в свои возможности что-то понять и изменить, чтобы признаться себе: «Да, я ошибся, но так будет не всегда, можно начать сначала». Но именно веры в себя не хватает людям, склонным к самообвинению за каждую свою неудачу.

Почему это плохо? Чувство вины в этих случаях – это совсем не то же самое, что трезвая критика и анализ своих ошибок. Чувство вины – это обвинение себя как личности («Как я мог это сделать!»). Чувствующий себя виновным нуждается в прощении, но просьба о прощении, даже адресованная самому себе, снижает самоуважение, которое необходимо для понимания причины ошибок и их исправления. Постоянно возникающее чувство вины развивает ощущение собственной ущербности («Я какой-то не такой, как надо») и может привести к отчаянию. Вспомните лица людей, испытывающих чувство вины; у сочувствующих они вызывают жалость. Отчаяние блокирует любую конструктивную деятельность.

Но есть чувство вины, которое полезно и даже необходимо, если ошибка совершена из-за личного сознательного выбора человека, а не потому, что он чего-то не понял, не умеет или переоценил свои возможности. Он сознательно выбирает тот или иной поступок, исходя из своих личных интересов и не задумываясь о последствиях своего поведения для других. Порой даже не потому, что намеренно хочет причинить им вред, и не потому, что в силу своей ограниченности вообще не способен предвидеть эти последствия, а просто из-за сосредоточенности только на самом себе.

Так, человек уезжает по своим личным делам от друга, который очень просит его остаться, подумав мельком при уходе: «Что-то он сегодня неважно выглядит», а потом узнает, что друг с большим опозданием был доставлен в больницу с инфарктом или в тот же вечер покончил с собой.И когда сделавший такой выбор в свою пользу потом испытывает чувство вины, ему не надо помогать от этого чувства избавиться. Оно может способствовать его изменению как личности – и именно потому, что оно мучительно переживается.