Psychologies: Юрий, вы уже год возглавляете театр «Модерн». Как изменился театр за это время?
Юрий Грымов: В театре появился заинтересованный зритель, рабочий сайт, увеличились продажи билетов, появилось новое техническое оснащение, свет, звук, изменилось фойе. Но главное, мы выпустили за год 7 премьер! Из них 5 — на большой сцене. Это очень много!
И это получилось прежде всего благодаря коллективу единомышленников и зрителю, которому наш театр интересен. Часто после коротких спектаклей мы проводим чаепитие со зрителями, обсуждаем спектакль и просто разговариваем.
Для чего вы ввели в театре дресс-код?
Понимаете, я считаю, что зритель должен приходить в театр в том числе и за особой атмосферой. У нас красивый интерьер, нарядные гости, приятное общение, в фойе звучит живая музыка… Конечно, можно приходить без галстука, но в спортивных штанах, кроссовках, майках — нельзя. И мы даже предоставляем пиджак в гардеробе, абсолютно бесплатно. Это наш дом, у нас так.
Вы открыли новый «Модерн» спектаклем «О дивный новый мир», подразумевая новую дивную жизнь театра?
Да, это первая постановка в театре «Модерн». Это сложнейший роман Хаксли — антиутопия, фантастика. Работа была очень интересная! В спектакле занята вся труппа театра, мощная сценография, костюмы, много смысла. Мы хотели показать, каким безжизненным может стать мир, если мы растратим свою человечность. Ведь театр — это высказывание, разговор со зрителем. И этот спектакль повлиял на концепцию развития театра «Модерн».
Мы задумали целую «трилогию театральных миров». С 2 по 8 января состоялась премьера спектакля по роману Конан Дойла «Затерянный мир», где помимо наших талантливых артистов играют практически настоящие динозавры. А третьим миром станет «Война и мир» — масштабная постановка к 190-летию Льва Николаевича Толстого и 150-летию романа.
Если спектакль отвечает запросам современного ребенка — он будет востребован
«Затерянный мир» — это же детский спектакль?
Да. Мы его играли раньше на разных площадках Москвы и сейчас переформатируем на маленькую сцену театра «Модерн». Детей сложно обмануть, у них чистая реакция. Если спектакль отвечает запросам современного ребенка — он будет востребован.
Наверное, сложно ставить сейчас детские спектакли, ведь дети так избалованны спецэффектами?
Важно понимать, что спектакль — это не аттракцион. Люди, которые приходят в парк динозавров, посмотрели и ушли. А у нас драматический спектакль, где есть сюжет, герои, замысел. Да, конечно, сейчас нужна зрелищность, и она у нас есть: масштабные декорации, свет, прекрасные костюмы, динозавры, которые настолько натуралистичны, что их хочется покормить. Но все это лишь подчеркивает художественный замысел спектакля.
Наш «Затерянный мир» — об ответственности человека перед живой природой, ведь мы — ее часть. У нас в зале дети в едином порыве клянутся, что не видели живого динозавра, потому что, если люди узнают о существовании живых динозавров, они могут сделать из них парк развлечений, и все остановится. Это все очень трогательно и интересно. Детская реакция яркая.
Аудитория очень широкая: и молодежь, и более взрослое поколение. И в конце спектакля они все вместе плачут
О чем ваш спектакль «Матрешки на округлости Земли»?
О любви. Это очень трогательная история про настоящих женщин, которых объединяет невероятной силы любовь к близкому человеку. Это комедия, но с оговоркой «лирическая», потому что я вижу очень большую разницу между «поржать» и «посмеяться». Ведь это гораздо сложнее — «посмеяться». И у нас на этот спектакль уже очень сложно достать билеты. Людям интересно. Аудитория очень широкая: и молодежь, и более взрослое поколение. И в конце спектакля они все вместе плачут. Огромное спасибо зрителям за такое доверие!
Какими еще премьерами удивите?
14 февраля выходит «Юлий Цезарь» — трагедия по классическому тексту Шекспира. Очень масштабная постановка. Прекрасные декорации, костюмы Ирэны Белоусовой, вся труппа на сцене.
Но вы же все равно осовремените классика?
Осовременить — это не самоцель. Сейчас же не XVI век, и в зале нет людей из XVII века, и на сцене никто не работает из XVIII века. Мы все современные люди, и было бы ложью выходить на сцену в каких-то доспехах. Ведь Рим — это собирательный образ большой страны, большого города. Поэтому мы стилизуем. То есть спектакль «Юлий Цезарь» — это все же классическое прочтение, но стилизованное. Это Шекспир вне времени и пространства. Эта история могла быть и пятьсот лет назад, и будет такой же через тысячу. Люди не меняются.
А «Война и мир»?
Я давно вынашивал идею поставить эту масштабную эпопею. Если все сложится благополучно, 7 сентября, в день рождения Льва Толстого, будет премьера. И я вообще объявляю театральный год в «Модерне» годом Толстого. Мы будем проводить творческие встречи, может, поставим еще один спектакль по роману Льва Николаевича. Планы есть, и они грандиозные.