alt

Я часто повторяю эту реплику Гамлета*. Когда речь идет о цели, о смысле, то, к сожалению, в твое дело вовлекаются и чужие судьбы. И тут приходится быть тираном. В моем случае речь идет о делании кино. Кино – это соединение недоработанных до своего абсолюта понятий, вещей, изображения... Если все составляющие будут абсолютными, то они не соединятся друг с другом.

Почему «из жалости я должен быть жесток»? Потому что я думаю о целом, мне приходится подавлять частности, такая вот жестокая вещь. Гамлету приходилось на пути к своему главному поступку совершать действия, которые таили в себе жестокость. На самом деле это жестокость великого лекаря и великого политика. Жестокость, сопряженная с жалостью. Когда врач должен через боль излечить человека. Когда политик вынужден провести обстоятельства через трагедию, чтобы не погибла нация.

* У. Шекспир «Гамлет, принц датский», в переводе М. Лозинского. Азбука-классика, 2007.

Юрий Норштейн – художник-мультипликатор, режиссер культовых фильмов «Ежик в тумане», «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Шинель» (в работе). Его «Сказка сказок» была признана мировой критикой «Лучшим анимационным фильмом всех времен и народов».