Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Подсознательно рушу нормальные отношения и, наоборот, зацикливаюсь на мужчинах, с которыми точно ничего не выйдет. Я знаю, что причина в смерти отца — его не стало, когда мне было 7 лет. Боюсь привязанности именно из-за страха потери. Но понимание проблемы мало что меняет в моем поведении. Хотя определенные сдвиги есть. Хотелось бы подробнее узнать, каким образом лучше всего работать с внутренними комплексами, чтобы вести нормальную личную жизнь.

Светлана, 24 года

Порой с нами происходят события, которые не только влияют на нашу жизнь, но навсегда ее меняют. Мы называем такие события травмой. Бывает, что последствия травматических событий не оставляют нас, словно бы заставляя делать определенный выбор и совершать определенные поступки. Мы раз за разом проигрываем не самый оптимистичный сценарий.

Вы уже провели важную работу, увидев в характере отношений с мужчинами повторяющийся паттерн, связали его с потерей отца. Когда мы хотя бы предполагаем о таком влиянии, мы уже вооружены. Мы становимся сильны тем, что можем принять решение, остановить себя, задержаться, постараться увеличить расстояние между сегодняшней ситуацией и прошлыми событиями.

Вам будет помогать внимание к содержанию отношений с партнером, а не к форме. Спрашивайте себя: «Что я чувствую, как мне сейчас?», «Что чувствует партнер? Что он делает и как это соотносится с тем, что он говорит, обещает?». Обращение к своим чувствам, разделение чувств и фантазий поможет установить лучший контакт с реальностью.

В такой работе, которую вы хотите проделать, очень важно быть честной с собой и партнерами. Не торопите события, не сближайтесь до того как почувствуете, что готовы. Я думаю, вам помогла бы работа с психологом. У наших травм есть свойство давать о себе знать во все переломные моменты жизни, такие, которые требуют от нас новых решений. Травмы проявляются в периоды, когда уточняется и меняется наша идентичность, когда мы задаемся вопросом «кто я?».