Когда по телевизору показывают документальные ужасы — насилие, разрушения, я будто под гипнозом: не могу оторваться или выключить «ящик». Почему это происходит со мной?
Борис, 37 лет
Ужасное не только отталкивает, но и вызывает острое любопытство. Вот пример: мимо места аварии водители всегда проезжают медленнее. Именно сочетание притяжения и отталкивания порождает эффект «зависания», который вы называете гипнотическим.
Отчетливо видеть разрушения, насилие, смерть и остро все это переживать — для нас слишком тяжело. Между страшной картиной и нашими эмоциями возникает некая завеса: особое состояние сознания позволяет нам видеть то, что мы видим, не впадая в панику. Мы защищены этой способностью на случай реальных обстоятельств, в которых нельзя потерять сознание или пуститься наутек.
Когда «документальные ужасы» показывают по телевизору, их специально отбирают. Особенности восприятия ужасного используются совсем не для того, для чего они изначально даны нам природой. Представьте себе толпу операторов, бегущих к месту происшествия, и, может быть, у вас возникнет желание отделиться от искусственно наведенного транса.
Вы осознаете этот «гипнотический эффект», и его власть над вами закончится: вы заметите задержку дыхания, собственную замершую позу, чашку с остывающим чаем в руке. А это значит, что вы сможете выдохнуть, пошевелиться, поставить на стол чай и распорядиться своим вниманием и временем иначе — так, как будет лучше для вас, а не для рейтинга телеканала.