Виртуальные знакомства (и даже романы) мы заводим не только ради скорости, удобства и надежды, что найдется тот, кто нам не откажет. Все больше одиноких людей склоняются к тому, чтобы управлять своими сердечными делами так же осмотрительно и рационально, как выстраивать собственную карьеру. Есть и другая причина: зачем же сразу демонстрировать потенциальному партнеру свою стеснительность (полноту, возраст и множество других вещей, которые мы считаем своими недостатками), если этого можно избежать? Такие опасения есть у многих: отчасти и поэтому популярность виртуального общения сегодня стремительно растет. Что это – закат эры «живых» романтических отношений или же качественно новый их виток?
Положительный герой
Дистанционные интернет-знакомства удобны. Зайдя на соответствующий сайт и задав несколько желаемых характеристик, можно моментально получить возможность просмотреть анкеты на любой вкус: от партнера на одну ночь до тех, кто надеется завести семью. Сделав выбор, можно отправить письмо, начать переписку или общение по ICQ и, не исключено, встретиться, наконец, в невиртуальной реальности. «Я не ожидал, что искать в Рунете свою судьбу – это будет так долго, даже если отсеиваешь всю пошлость и глупость сразу, – признается 45-летний Владимир. – Интернет-знакомства по сути – тот же маркетинг, только ты сам себе – и товар, и маркетолог, и зазывала, а продать, как известно, можно что угодно – это вопрос времени и рекламного бюджета». Вопрос самопрезентации в интернет-знакомствах действительно очень важен – одни анкеты на сайте долго лежат невостребованными, а другие в течение непродолжительного времени получают сотни отзывов. «Перед тем как разместить свою анкету в Сети, я переписала ее раз шесть, – рассказывает 35-летняя Василиса. – А перед этим читала, что писали другие, целое исследование провела. Думаю, не зря».
Возможно все
Первые сайты знакомств появились в Рунете одновременно с распространением интернета в конце 1990-х годов. Активнее всего знакомятся студенты; много общаются люди в возрасте от 18 до 40 лет – как правило, их объединяют общие интересы: развлечения, спорт, поездки на природу. Однако и люди старше 60 рассказывают о себе и размещают фотографии, просматривают анкеты и назначают свидания, приглашают единомышленников сходить в театр и кино. На некоторых сайтах есть и платные услуги: например, можно поднять свою анкету на первые позиции в общем списке, записать голосовое приветствие. Анкеты чаще (примерно на 10%) размещают женщины, а просматривают анкеты и первыми посылают сообщения – мужчины. Те и другие могут быть женаты/замужем или свободны, искать постоянного партнера или разового контакта. Немало тех, кто желает собрать компанию по интересам: для совместных занятий спортом, путешествий, досуга в выходные. Изредка можно встретить и анкеты людей, которые оказывают платные секс-услуги.
Юлиана Пучкова
«Как правило, в виртуальном общении увереннее себя чувствуют люди, у которых есть сложности в реальном, – комментирует психолог Елена Аксенова. – В обычном разговоре надо отвечать быстро, шутить экспромтом, есть шанс сказать что-то не совсем точное, а текст, выкладываемый на экран, можно перечитать и улучшить». Сидя за клавиатурой, всегда можно сделать паузу, подумать, заглянуть в книгу или в тот же Интернет, чтобы произвести на невидимого собеседника впечатление остроумца и эрудита. Сеть позволяет ее пользователям не показывать себя в точности такими, какие они есть, если этого делать не хочется. «В действительности мы можем быть робкими, но рассказывать о себе как о смелых и замечательных, не испытывая при этом неловкости, – поясняет психолог Татьяна Ребеко. – Ведь на самом деле мы говорим не о себе, а о наших виртуальных образах, которые могут быть какими нам лично угодно». Между тем не исключено, что со временем талантливо придуманный образ может стать частью настоящего. «Интернет дает большой простор для творчества, поскольку в невиртуальной жизни у человека совсем немного шансов увидеть себя по-другому, как бы со стороны, – продолжает Елена Аксенова. – Когда появляется такая возможность, можно начать фантазировать о себе, а потом эти фантазии могут «ожить» и привести к изменениям – личностным и даже физическим: к примеру, не исключено, что юноша, позиционирующий себя в сети как мастер спорта по боксу, на определенном этапе своего «сценария» действительно запишется в секцию».
Реальная встреча
Компьютерное общение отличается от реального, и встречаться с живым, настоящим человеком, даже после долгой переписки, непросто: во-первых, нелегко лично выйти на живое общение, а во-вторых, и собеседник может оказаться совсем не похожим не только на свой виртуальный образ, но даже и на присланные им фото. «Мы писали друг другу длиннейшие письма по нескольку раз в день, – рассказывает 20-летняя Юлия. – Мы и жили в одном городе, но он на встрече не настаивал и долго не присылал свои фотографии. Когда наконец прислал, многое стало ясно: полный, в очках, с залысинами… А потом я выяснила, что в жизни он очень замкнутый и стеснительный человек, хотя со мной изображал этакого бравого парня». Многие, прекрасно понимая друг друга в Интернете, после реальной встречи разочаровываются друг в друге, но бывает и иначе. «Реальный человек может оказаться интереснее своего виртуального образа, – говорит социолог Вадим Нестеров. – И если ваш интерес к нему выходит за рамки дистанционного общения, не стоит тянуть с переходом в реальность. Делать это желательно еще на том этапе, когда в отношениях только наметилась симпатия – дружеская или любовная, но образ еще не сформировался и не устоялся. В таком случае реальная и виртуальная составляющие будут дополнять друг друга – вы сможете избежать раздвоенности восприятия».
Мобильные знакомства
Знакомства по мобильному телефону завязать еще проще, чем по Интернету: существует множество телефонных номеров, на которые можно отправить информацию о себе – неважно, настоящую или выдуманную, – и в ответ станут поступать SMS-сообщения от неизвестных абонентов, которые ими заинтересовались. Леня, 18-летний студент московского вуза, всю весну переписывался по мобильному телефону с девушкой Леной из Сергиева Посада. «Наши отношения в переписке развивались точно так же, как и любые реальные. Было знакомство, сближение, первый поцелуй и даже ночь, когда я лишил ее невинности, – естественно, все это было описано в SMS». Спустя три месяца произошла встреча в реальности… которая не закончилась ничем. «Одну и ту же фразу – например, «я тебя люблю» – можно сказать по-разному: проникновенно, неуверенно, насмешливо, – комментирует психолог Татьяна Ребеко. – А в тексте SMS интонации нет, и написанным словам можно приписывать любое значение. Именно поэтому обменивающимся эсэмэсками людям может просто казаться, что они понимают друг друга. К тому же нет никакой уверенности, что присланный тебе интимный текст не читал уже кто-то другой: не исключено, что целая компания давала пишущему советы. Получается некая «любовь за стеклом».
Олег Быховский
Перспективы романтики
Какими можно представить дальнейшие отношения людей эпохи новых технологий дистанционных знакомств? Можно ли утверждать, что дальнейшее развитие этой индустрии приведет к полной замене романтических отношений на трезвый расчет с проверкой «соответствия заданным параметрам»? Елена Аксенова считает, что «люди будут чувствовать себя более свободными, менее зависимыми от сиюминутных обстоятельств и более равноценными, потому что новые технологии увеличивают наши возможности общения. Возможно, подобные отношения и станут более скоротечными, но они от этого не будут менее искренними».
«Раньше люди верили в судьбу, им было достаточно просто ждать встречи со своими принцами и принцессами, – размышляет французский психотерапевт Жан-Клод Кауфман (Jean-Claude Kaufmann). – А сегодня мы понимаем, что судьбе надо помогать. Видимо, потому люди и бросились в другую крайность – полагаться лишь на рациональный расчет». И все же любить, не открывая и в определенном смысле не отдавая себя другому, невозможно. «Современный Интернет лишь отражает реальность, – говорит семейный терапевт Инна Хамитова. – Что мы в нем ищем, то, как правило, и находим – будь то сексуальные контакты, непродолжительные романтические отношения или же глубокие чувства». В этом смысле Сеть не дает никаких поводов для беспокойства – она лишь упрощает поиски и сокращает расстояние. А лишить отношения романтики Интернет не в состоянии, ведь вещи такого порядка живут лишь в нашей душе.
Наталия, 24 года, предприниматель: «Друзья из чата пришли на нашу свадьбу»
«Я увлеклась одним из питерских чатов – проводила в нем массу времени, меня чуть не выгнали из университета. Через несколько месяцев у нас, как это бывает, началась пора cлетов – встреч в «реале». На одном из таких слетов я и встретила Северьяна – но в тот вечер, к моему разочарованию, он уехал провожать другую. Мы с ребятами продолжали дружить небольшой компанией, общаясь в чате и «аське», а с Севой, увы, просто стали хорошими друзьями. И только через год, когда мы все вместе отмечали Рождество, между нами двоими, как говорят, проскочила какая-то искра. Мы встречались несколько лет, а сегодня уже женаты. Кстати, на нашей свадьбе свидетелями были друзья из того же чата».
Ксения, 26 лет, преподаватель испанского языка: «Я не боялась показаться некрасивой»
«Вообще-то я человек общительный, но фигура у меня полная. Наверное, поэтому за всю мою жизнь у меня и было всего только два поклонника. Когда появился Интернет, я быстро оценила его преимущества: в Сети тебя не видят и изначально не могут отвергнуть из-за каких-то внешних недостатков. Однажды я зарегистрировалась на испанском сайте знакомств и через некоторое время нашла там одно фото – темное, снятое против солнца… До сих пор не могу понять, что же меня зацепило в этом человеке: какой-то насупленный, щурится... но мне он понравился. Мы стали общаться – сначала нечасто, потом все больше, потом каждый день. Однажды я написала, что хочу поехать в Египет. А он сказал: поехали вместе! Потом признался, что именно в этот момент понял, что я и есть «та самая» женщина его жизни. Мы провели неделю в Египте. Вернулись каждый к себе домой, созванивались, скучали… Потом он приехал в Москву, познакомился с моей семьей и предложил мне переехать к нему. Сейчас собираю документы, чтобы продолжить учебу в Испании».
Владимир, 45 лет, дизайнер: «Без грамматических ошибок»
«В жизни так бывает: вот ты бежал-бежал – и вдруг тебе уже 40 с чем-то. Вроде все впереди – но все уже предсказуемо. А между тем всем от тебя чего-то надо: заказчику – позитива, начальнику – лояльности, женщинам – всего сразу. И ты понимаешь, что с таким внутренним настроем – только детей пугать, а не личную жизнь устраивать… Вот тогда, считай, ты созрел для знакомства по Интернету. Я разместил анкету, стали приходить ответы… Но самое страшное – встречи живьем – было впереди. Даже если в анкетах все было правдой и фото оказывалось не из студенческих времен, все равно каждый раз возникала взаимная неловкость двух чужих людей, и звучали щелчки счетчика потраченного времени. После трех-четырех таких встреч мои иллюзии почти иссякли. Как-то раз, бродя по женской половине того же сайта, где висела моя анкета, я наткнулся на анкету одной девушки из Питера. Там не было ни понтов, ни грамматических ошибок, но она была слишком молода и красива – короче, я ей так и не написал. Время шло, мне приходили какие-то послания (причем одно даже откуда-то из Германии, от мужика!) – кажется, я никому так и не ответил. А 16 августа в 4.02 пополудни пришло письмо из Питера, оно начиналось: «Привет, меня зовут Милана», и в нем не было ни понтов, ни грамматических ошибок… Кто бы рассказал – я бы сам не поверил. Мне просто повезло».
Нина, 26 лет, домохозяйка: «Мы знали друг друга только по имени»
«Я была секретарем на ресепшен: 25 телефонных линий – и все мои! Дошло до того, что людям вместо «Привет!» стала говорить «Алло!». Общаться могла только в «аське». Там же познакомилась с молодым человеком. Мы болтали друг с другом больше месяца… Начали как-то говорить про работу, он спрашивает: «Где ты находишься территориально?» – «На Октябрьской», – отвечаю. «И я на Октябрьской!» – «А в каком доме?» – «В пятом!» – «И я! В такой-то фирме?» – «Ага-а!..» Я стала спрашивать его фамилию – Леш в нашей фирме много было – а он не отвечает, увиливает. Как-то пишу ему: «А я сейчас мороженое ем» (лето на дворе, жарко, пыльно), а он мне: «Я сегодня утром мороженое ел и после обеда тоже». И тут у меня в голове щелкнуло: это же Лешка наш, он всегда, если куда-нибудь уходит, с мороженым возвращается! Уже потом мы с ним засиживались до полуночи на работе – он у себя в кабинете, я на ресепшен – и по «аське» спорили, кто первым решится подойти к другому и поцеловать. Выигрывала всегда я. Кстати, он так до сих пор и не говорит – знал он, что заходит в «аську» именно ко мне, или нет…»