В таком депрессивном состоянии Соня пребывала уже два года, не желая прибегать ни к помощи психолога, ни к таблеткам. Однако она сразу согласилась на предложение своего врача поучаствовать в исследовании психотерапевтического воздействия джоггинга: участникам эксперимента предстояло бегать три раза в неделю по 20–30 минут, по одному или в группе. На первой встрече с инструктором Соня недоумевала: неужели он действительно думает, что она, курящая по три пачки в день, последний раз занимавшаяся физкультурой в 14 лет и с десятком килограммов лишнего веса, это выдержит?
Тем не менее она внимательно слушала его советы: сперва скорее семенить, чем бежать, совсем маленькими шажками, чуть наклонившись вперед и не слишком поднимая колени. Главное – не ускорять бега. «Чтобы вы могли разговаривать или петь, но не свистеть», – уточнил инструктор. При малейших признаках одышки замедлить движение, перейти на ходьбу, но идти чуть быстрее, чем обычно. Главное – не допустить ни боли, ни усталости.
Пациенты, принимавшие антидепрессант, и те, что бегали трусцой, через четыре месяца чувствовали себя одинаково
Цель этих первых пробежек – преодолеть полтора километра неважно за какое время, при этом как можно большее расстояние – семенящим шагом. С этим заданием Соня справилась с первого же раза, что принесло ей чувство легкого удовлетворения. Через 21 день, занимаясь джоггингом три раза в неделю, она уже с легкостью могла пробегать трусцой в своем ритме дистанцию в два, а затем и в три километра.
Через полтора месяца она чувствовала себя заметно лучше: стала энергичнее, хорошо спала и гораздо реже предавалась размышлениям о своей несчастной судьбе. Курила она, разумеется, уже меньше. Американские ученые из университета Дюка* сравнили результаты лечения депрессии джоггингом и терапии с применением антидепрессанта золофт. После четырех месяцев лечения пациенты, принимавшие золофт, и пациенты, которые занимались джоггингом, чувствовали себя одинаково.
Лекарство не давало никакого преимущества по сравнению с джоггингом. Зато по истечении года налицо была существенная разница: более трети пациентов,принимавших золофт, опять впали в депрессию, в то время как 92% джоггеров чувствовали себя прекрасно! Другое исследование** показало, что физические упражнения помогают не только тем, кто молод и у кого хорошее здоровье. На пациентов в депрессивном состоянии в возрасте от 50 до 80 лет быстрая ходьба (не бег) по полчаса три раза в неделю по истечении четырех месяцев оказала такой же эффект, что и лечение антидепрессантом.
* M. Babyak, J. Blumenthal et al. «Exercise treatment for major depression: maintenance of therapeutic benefit at 10 months». Psychosomatic Medicine, 2000, vol. 62.
** J. Blumenthal, M. Babyak et al. «Effects of exercise training on older patients with major depression». Archives of Internal Medicine, 1999, vol. 159.