Моей дочери 2 года 4 месяца, она хорошо разговаривает, четко выражает свои желания. Но она никак не может привыкнуть к детскому саду, все время плачет. Именно плачет и страдает, а не устраивает истерики. Горюет, переживает, постоянно спрашивает в саду, когда придет мама. Не играет в игрушки, не общается с другими детьми, хотя знает их по именам. Воспитатели говорят, что нужно время, у всех детей по-разному проходит адаптация. Дома дочка все время спрашивает, приду ли я за ней, повторяет: «Только не в садик!», любую тему разговора переводит на детский сад. Я по два часа ее укладываю, разговариваю, объясняю, пытаюсь найти ответ, который бы ее успокоил, но ничего не помогает. Боюсь, не наврежу ли я ребенку тем, что вожу ее в сад, когда она так реагирует. Больно смотреть на ее страдания. Что делать? Перетерпеть? Забрать из сада? Как ей помочь?
Ирина, 32 года
Ваша девочка, как и все дети, стремится к комфортному для себя состоянию. А для ребенка на третьем году жизни самое комфортное — это находиться рядом с любимой мамой. Поэтому, по всей видимости, малышка «протестует» против смены обстановки, против того, что ее лишили привычной и уютной среды. С одной стороны, ребенка с детства надо малыми дозами приучать к тому, что в жизни не бывает только комфортно и удобно, иногда надо и потерпеть, и подождать. С другой стороны, если у ребенка адаптация к детскому учреждению отнимает очень много сил, ведет к ухудшению его физиологического состояния, то, конечно, надо менять обстановку.
На ваш вопрос о целесообразности дальнейшего посещения детского сада нельзя ответить заочно, не зная всех особенностей развития ребенка. Все индивидуально. Какие-то дети в два с половиной года уже готовы к началу социальной жизни без мамы, а какие-то еще совсем не способны воспринимать новых людей, новые порядки, шум и прочие неудобства. Думаю, в вашей ситуации не лишним было бы проконсультироваться у невролога по поводу состояния нервной системы вашей девочки и по поводу ее «зацикливаний».
Дома постарайтесь не нагружать лишний раз и без того загруженную нервную систему малышки. Ограничьте пока просмотр телевизора, игры на компьютере (если таковые есть), шумные и многолюдные мероприятия. Для снятия эмоционального напряжения больше рисуйте и читайте. Придумывая тематические сказки, играйте в «детский сад». Конечно, в этом возрасте еще настоящей ролевой игры не получится, но уже вполне возможно любимых зверюшек-игрушек сделать посетителями детского сада и с ними проигрывать разные варианты поведения. Ребенок в такой игре сможет побывать в разных ситуациях, что поможет ему в реальной жизни использовать разные модели поведения. Кроме того, с помощью такого проигрывания жизни в детском саду вы сможете узнать, что именно причиняет дискомфорт девочке, что особо ее «напрягает».
Вы написали, что девочка не играет с детьми в саду. Придумайте дома, как и во что можно играть с детками в группе. Учите дочь в игре, как это можно было бы осуществить. Пусть малышка идет в сад с заданием поиграть во что-то или предложить что-то другим детям. Можно придумать и другого рода задания. Например, поздороваться с понравившейся куклой, нянечкой, проведать мишку и т.п. Главное — создавать положительное отношение к саду, делать акценты на всем позитивном, что там есть.
Придумайте свой короткий ритуал прощания (например, помахать в окошко). С собой девочке можно дать какой-нибудь ваш предмет со словами, что вы тоже будете скучать и думать о ней, а этот предмет поможет вам мысленно соединиться. Рассказывайте девочке о своих делах в ее отсутствие.
И, конечно же, нельзя не упомянуть о вашем эмоциональном состоянии, которое, как вы знаете, передается ребенку. Если вы внутренне уверены и убеждены, что посещение детского сада — новый этап в развитии вашего ребенка, способствующий его социализации, то и ребенку будет проще принять ситуацию.