1 198

Как реагировать на детские фантазии?

Какую роль воображение играет в процессе формирования личности? И как правильно реагировать на (бурные) фантазии ребенка? Комментарии психофизиолога Вадима Роттенберга.
Как помочь ребенку развить творческий потенциал?
Как помочь ребенку развить творческий потенциал?

Мама вернулась с работы поздно, очень уставшая. Ее четырехлетняя дочка сидела на коленях у бабушки и смотрела мультипликационный фильм. Девочка была им полностью поглощена, это было видно по тому, как она жестикулировала и подпрыгивала в такт происходящему на экране.

Обычно при возвращении мамы дочка, какой бы игрой она ни была в этот момент увлечена, сразу же бросалась к ней. Но на этот раз, когда мама ее окликнула, войдя в дом, она не только не побежала к ней, но даже не выглянула из комнаты, где сидела с бабушкой. Напротив, она стала громко звать маму к себе, требуя, чтобы она немедленно подошла, и не просто для того, чтобы они вместе смотрели фильм, а для того, чтобы они вместе в нем участвовали. Усталой маме показалось, что дочка не бежит с ней поздороваться, потому что ей сейчас важнее кино, и возмутилась таким невниманием. Она потребовала, чтобы дочка оторвалась наконец от экрана и вышла к ней, и потребовала этого очень резко, на высоких тонах, отчасти из воспитательных соображений, отчасти от усталости и разочарования ее поведением. Дочка в ответ разрыдалась, и бабушке с трудом удалось успокоить и обиженную внучку, и обиженную маму.Что же произошло? Мама не смогла или просто не успела понять, что для ее маленькой дочки это не было обычным развлечением. Она просто находилась в другом мире. Не в том мире, где она всегда с радостью бежала к маме при первых звуках ее голоса. Она жила в этот момент в мире своего воображения, и желание немедленно ввести маму в этот захватывающий мир как раз и было признаком любви к ней. Ведь девочка не просто оттягивала момент, чтобы досмотреть фильм и не отрываться от экрана – она очень хотела, чтобы мама присоединилась к ней и почувствовала то же, что и она.

В раннем возрасте у детей формируется образный мир. Они живут своим воображением и воспринимают мир через его призму. В моем раннем детстве телевизоров не было, и, может быть, поэтому я рано начал читать, еще до школы. Лет в пять я мог часами бегать по большому дивану, представляя себя героем прочитанных книг, участником каких-то событий и сражений. Я не обращал внимания на то, что родители находятся в комнате. Я придумывал смешные истории и перед засыпанием, уже с закрытыми глазами, представлял себе всякие сцены и иногда начинал смеяться вслух. Родители этого не пугались. Они знали, что я сейчас живу в мире моего воображения.

Этот период ничем не ограниченного воображения очень важен для формирования образного мышления. От развития этого мышления зависит и дальнейшая способность к восприятию мира во всей его сложности и многозначности, и развитие творческих способностей, и сохранение здоровья в условиях стрессов, а также внешних и внутренних и конфликтов, неизбежных в каждой жизни.

Родители должны всячески способствовать развитию воображения ребенка и не бояться самых странных его проявлений всего лишь на том основании, что они ничего подобного не испытывают. Я бы сказал, что они должны очень бережно относиться к тому воображаемому миру, в котором живут их дети, и не только ради развития этого потенциала, но и ради сохранения контакта со своими детьми. Ведь, если родители высмеивают и не принимают этот мир, они подрывают доверие к ним своего ребенка, а могут подорвать и доверие к миру. Я знаю случай, когда из-за насмешливого отношения родителей к миру воображения своей дочери само ее доверие к реальному миру было потеряно. Будучи очень талантливой, она чувствовала себя не соответствующей принятым нормам и всю свою несчастливую жизнь прожила в конфликте с собой.В великолепном фильме режиссера Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна!» (1997, La vita è bella) рассказано о молодом человеке, который и свою жизнь сделал прекрасной, превратив ее в игру, и продолжил игру даже в страшных условиях нацистского концлагеря для спасения своего маленького сына. Он научил его жить в воображаемом мире и участвовать в игре, которая стала для него реальнее ужасной действительности, и это спасло сыну жизнь…

читайте такжеРазрешать ли ребенку смотреть теленовости?
Загрузка...
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • mari82   
    383 недели назад

Вчера просмотрела фильм рекомендованный в статье-тронул!!!Смотрела вместе с сыном(5 лет),его он тоже заинтересовал......сказал что хороший фильм!!!Но,после просмотра спросила о чём был фильм....и естественно сын ответил:"О танке......."После просмотра фильма и прочтения статьи-есть о чём поразмышлять!!!
Psy like0
  • Djyliya   
    383 недели назад

У меня дочка, 3 года, фантазерка та еще... С ней даже не возможно поговорить ни о чем серйозно - одни сказки какие-то...
Psy like0
Psychologies приглашает
16 октября

Игры разума и бессознательного

Пойти со скидкой
новый номерНОЯБРЬ 2020 №55
172Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Мозг: меняем жизнь, меняя мышлениеМозг: меняем жизнь, меняя мышлениеКак было бы здорово, если бы был пульт, способный перематывать пленку жизни назад. Нажал на кнопку — вернулся в прошлое и поступил иначе, сделал другой выбор. Увы, такого пульта нет. Хорошая новость в том, что он и не понадобится, если мы научимся совершать правильный выбор в моменте. И это вполне реально. Как? Об этом мы рассказали на второй ежегодной конференции Psychologies Day, которая прошла 25 октября 2019 года. В этом досье мы собрали наиболее интересные статьи о возможностях нашего мозга. А через год, в октябре 2020, мы расскажем еще больше интересного! До встречи на Psychologies Day 2020! Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты