Татьяна Бедник
Клинический психолог

Дочери четыре года. Недавно мы переехали за границу. Она сильно переживала, скучала по дому. Как только дочь привыкла к новому месту, у нас родился еще один ребенок, а ей пришлось пойти в школу без знания языка. К младшему брату она не ревнует, наоборот — любит его. Но ее поведение стало невыносимым. Если мы запрещаем ей что-то, она начинает топать ногами и закатывать истерики. Даже любимая бабушка, приехав в гости, не узнала внучку. Раньше ребенок был послушным и воспитанным, а теперь стыдно с ней куда-то ходить. Вся семья устала от ее истерик. Перед сном я всегда разговариваю с дочерью, мы миримся, и она обещает больше себя так не вести. Я не знаю, как правильно реагировать на происходящее.

Ольга, 25 лет

Ольга, как много свалилось на вашу дочь: переезд в другую страну, рождение брата, школа с чужим языком. Каждое из этих событий — стресс для ребенка, а у вашей девочки такие события следуют одно за другим. Скорее всего, плохим поведением дочь хочет сказать вам, как ей непросто. Поэтому ребенку крайне необходимы сейчас ваши поддержка и сочувствие.

Состав семьи изменился, а значит, изменились и роли каждого из вас. Теперь дочь не единственный, а старший ребенок, ей приходится делить с младшим братом материнскую любовь. Это не могло не сказаться на ее душевном состоянии. Расскажите дочери, что старший ребенок — это тот, кто многое умеет по сравнению с младшим, а значит, помогает маме. Ему можно доверить накрыть на стол, он ходит в школу, смотрит мультфильмы. Девочка должна понимать, чем ее нынешнее положение в семье отличается от предыдущего. Однако вам важно не забывать, что дочь по-прежнему остается маленьким ребенком и нуждается во внимании, любви и заботе.

В качестве примера истерик и скандалов вы рассказали о реакции девочки на запреты. Ограничения неизбежны и важны в жизни ребенка. Прежде чем запретить что-то, попробуйте выразить понимание чувств дочери: «Я вижу, как тебе хочется погулять еще, но мы должны идти домой». Ребенку важно знать, что его понимают. Запрещая что-то, предлагайте возможные альтернативы.

Важно помнить: ребенка трудно обучить рациональными доводами. Поэтому вместо разговоров попробуйте «проигрывать» с девочкой ситуации, возникающие в повседневной жизни. В игре она увидит, как поступает кукла, когда ей что-то запрещают, или что чувствует плюшевый мишка, когда его бьют.