Младший сын, который в свои 11 лет уже начинает «бунтовать», в отличие от старшего, любит уединение. Ходит в музыкальную школу, спортивную секцию. У него только один приятель. Муж хочет отправить его летом в лагерь — учиться общаться и дружить. А я боюсь, ему будет одиноко.
Ирина, 38 лет, Екатеринбург
В 11 лет мальчик еще далеко не подросток. И скорее есть другие сложности — в школе, с ровесниками, дома, которые вы, Ирина, списываете на подростковый бунт. Обычно он входит в активную фазу в 13-15 лет.
Откровенно поговорить с ребенком и понять, что же с ним происходит, — высший пилотаж для родителей. Возможно, мальчик интроверт и ему вполне хватает одного, но настоящего друга. Если он ходит в кружки без сопровождения взрослых, то сомневаться в его самостоятельности в 11 лет не приходится.
Лагерь, на мой взгляд, не то место, где дети учатся дружбе и коммуникации. Быть мужчиной учатся у старших в семье. Какие-то общие дела с отцом и братом показали бы ему пример искреннего общения, а пребывание в мужских компаниях с папой придало бы большей самостоятельности и показало ценность дружбы.
Помогут и поездки в компании двух-трех семей одноклассников или друзей. Если вы любите походы, то условия лагеря не станут шоком для городского мальчишки. Я знаю историю, когда парня из комфортных условий отец с той же целью — чтобы «нюхнул пороху» — отправил в лагерь с минимумом цивилизации. Опыт обернулся сильным стрессом.
Взрослым это кажется школой жизни, но для ребенка равносильно тому, что его, не умеющего плавать, бросают в бурную реку. Лучший способ возненавидеть родителей.
Важно еще, насколько вы принимаете ребенка таким, каков он есть. Сделать сына более самостоятельным можно, если постепенно делегировать ему права и обязанности, назначить его ответственным за что-то: например, за выгул собаки по утрам или походы в магазин.