alt

«Я никогда не занималась педагогикой – у меня экономическое образование. Идея открыть необычный детский сад появилась, когда я столкнулась с проблемой поиска развивающего центра для своего сына. У моего старшего сына Дани синдром Аспергера, разновидность аутизма, при которой речевые и когнитивные способности ребенка остаются в пределах допустимой нормы. Тем не менее ему отказывали везде. Такое положение дел меня не устраивало. В итоге вместе с подругой Юлией Зелигман мы создали детский клуб, который со временем стал полноценным англо-русским детским садом. Конечно, не все получилось сразу, но препятствий не было. Их и нет, если любую проблему воспринимать как задачу, которую нужно решить.

«Мы не отказали ни одному ребенку, мы любим всех»

С. Гринспен, С. Уидер «На ты с аутизмом»

Долгое время лечение аутизма фокусировалось на симптомах. Детский психиатр Стенли Гринспен (США) предлагает обратить внимание на глубинные причины, вызывающие эти симптомы.

К нам приводили самых разных детей, в том числе с особенностями в развитии, а также тех, которые не говорили ни на русском, ни на английском, – за годы работы сада мы не отказали ни одному ребенку, мы любим всех. Пожалуй, можно сказать, что это инклюзивное образование, если употребить это слово как синоним гибкости, желания работать с любым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и нужды. Хотим мы того или нет, детский сад представляет собой маленькую модель или некий срез реального мира, и, как в любом мире, в нем есть люди (дети) с разными темпераментами, характерами, особенностями, возможностями... Которые говорят на разных языках, по-разному талантливы... Поэтому одна из задач, которая стоит перед педагогами, – научить ребенка толерантности, развить его способность понимать «другого». Выходя из сада, он попадет в большой мир, и мы, безусловно, в ответе за то, будет ли он готов к встрече с ним.

IN ENGLISH, PLEASE

Давным-давно я привела трехлетнего Даню в центр на Петровке, где мы познакомились с преподавателем английского языка Тимом. В Америке он был социальным педагогом, занимался с детьми «с особенностями в развитии», и поэтому сразу понял, что не так с моим ребенком, но мне ничего не сказал, просто занимался с ним и все. То есть делал то, что до этого не получалось ни у одного из педагогов! Когда мы открыли сад, Тим был первым, кого я позвала в команду, и он с нами до сих пор. С первых дней в нашем коллективе работают иностранцы. Особенность нашего сада в том, что вместо привычных языковых курсов мы предлагаем ребенку освоить программу дошкольного образования сразу на русском и английском языках. Во время английских занятий дети на целых два часа погружаются в языковую среду. Занятие начинается с обсуждения погоды, настроения, а затем плавно переходят к главной теме урока. Урок состоит из различных модулей, которые педагоги «набирают», как конструктор. Рисование, лепка, аппликация, музыка и танцы, спортивные игры, игры по правилам проходят с речевым сопровождением на иностранном языке. Для этого в группе работает два преподавателя – носитель языка и русскоговорящий педагог с прекрасным знанием английского. Есть и творческие студии на английском. Например, музыкальный руководитель ставит мюзиклы на английском языке. Уже три года она радует детей и родителей великолепными постановками. Недавно я, к собственному удивлению, узнала, что все сценарии мюзиклов – уникальны, их специально для наших детей пишет автор из Англии!

alt

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

Раньше дети росли во дворах, играли не только со своими сверстниками, но и с теми, кто младше или старше их, учились выстраивать отношения, дружить. Сейчас внешний мир им часто заменяет телевизор или планшет. Мы хотели создать в саду естественную, доброжелательную и, самое главное, живую среду, поэтому сомнений не было: у нас будут разновозрастные группы. Учебные занятия, безусловно, проводятся среди детей одного возраста, но прогулки, обед, сон дети проживают вместе. И это невероятно полезно. Гибкость подхода, мягкие рамки, разновозрастные группы помогают им быть спокойными и доброжелательными. Кроме того, мы оказываем индивидуальную помощь тем, кому сложнее, чем остальным. У нас есть психолог, логопеды-дефектологи, нейропсихолог. Они дают практические рекомендации, помогающие педагогам и воспитателям в работе с ребенком».