alt

Моя подруга первый раз вела свою четырехлетнюю дочь к зубному врачу. Это было давно, лет двадцать назад, и зубные кабинеты были, мягко говоря, разными. Но подруга интуитивно понимала – нужно не пожалеть денег и найти не просто самый качественный сервис, а и самый человеческий антураж. В итоге она выбрала уютную маленькую клинику, похожую на европейский отель. Кабинеты скорее напоминали современные кухни с мягким светом и мурлыкающим радио. А на потолке, на потолке! Тревожным маленьким пациентам показывали… мультики! Возможно, сама процедура была не особо приятной. Но ни истерики, ни страха не было. А вот пример, которым любезно поделился психолог Михаил Лабковский. Как это делается в Израиле. Сначала детям у зубного врача дают вот эти самые инструменты в руки. И они ими играют сколько влезет. Засовывают себе в рот, перекладывают, тыркают выключенной бормашиной по зубам и даже пытаются сами себе щипцами вырвать зуб. В итоге через неделю после такой забавы ребенок сам бежит к зубному, как в луна-парк, с доверчиво разинутым ртом.

Природа страха перед дантистом сходна с природой страха вообще перед врачами – хирургами, гинекологами, диагностами, – теми, кто нарушает физические границы нашего тела. Кроме того, в зубном кабинете нас удостаивают, как правило, местной анестезии, что не позволяет полностью отключиться. И тут мы становимся свидетелями сущего кошмара – бряканья, звяканья и погружения в онемевшую челюсть всякой металлической дряни. Угроза нашей целостности очевидна и совершенно неконтролируема с нашей стороны. Вот это-то и напрягает.

Как с этим справиться? Ну, буквально перед завтрашним походом вам вряд ли что-то поможет. А в перспективе методичная борьба с общей тревожностью – а именно она основа подобных страхов – дает прекрасные результаты. Один из которых – восстановление абсолютного доверия к специалисту. У столичных дантистов, кстати, есть своя статистика на этот счет. Стоматолог Иветта Шварцман (вице-президент бостонского Института эстетической медицины и его филиала в Москве) имеет возможность сравнить свой американский и российский опыт работы с пациентами. «Люди старше среднего возраста в России продолжают испытывать страх. И это, конечно, издержки невнимания к проблеме в детстве. Несмотря на то что культура гигиены все-таки возросла и все прекрасно знают о профилактике кариеса, эти люди умудряются довести дело до открытой боли, которая всю жизнь была основным стрессом на пути к зубному. Поколение же 20–30-летних уже ничего не боится. В Америке другая проблема. Большинство с готовностью идут на прием, но малейший дискомфорт тут же выбивает человека из равновесия. Американские пациенты (и прежде всего молодые!) не способны терпеть самой невинной боли. Они к ней не приучены, не готовы и, в общем-то, и не ждут. Поэтому если для нас обезболивающий укол – это единственная неприятность, которую придется пережить, то для американца – это насилие и полная неожиданность».

Комментарий психолога Михаила Лабковского: «Помните мантру из популярного кинофильма: «Я самая обаятельная и привлекательная»? А теперь, внимание, чуть-чуть меняем слова. Говорим: «Я – само совершенство. И ничто не может мне причинить вреда и нарушить мою гармонию». Ничто и никто. Держась этого курса, мы выдвигаемся к зубному как… ну, ладно, не как на праздник, а хотя бы как на работу. Но уж точно не как на войну. Вообще с людьми, ответственными за наше здоровье, гораздо полезнее сотрудничать, а не конфликтовать. Страх – это и есть конфликт. Мы то и дело воспринимаем врача как врага, а не как спасителя. Вот составляющие нашей тревоги:

1. Страх нарушения личного пространства.

2. Страх потерять контроль над ситуацией.

3. Недоверие к стоматологу.

Добавьте сюда еще и тот факт, что мы никак не можем повлиять на процесс… Вот и получается, что именно здесь, в стерильном оборудованном кабинете, где мы в полной безопасности, мы чувствуем себя как в темном переулке чужого города. Нелепо, не правда ли? Если вы ответили на этот вопрос «да» – смело отправляйтесь на осмотр».