Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

На протяжении двух месяцев встречаюсь с молодым человеком. Для нас это не любовь. Я просто убиваю время от скуки, поддерживаю самооценку и наслаждаюсь человеческим теплом. Ему приятно, что я красивая и умная. Планов на будущее не строим.

Встал вопрос о сексе. Я не девственница, но интимные отношения были лишь раз, два года назад. Тогда с партнером тоже не было любви, сделала это из интереса. Сейчас не решаюсь, мешает страх вызвать неодобрение мамы. Мы с ней очень близки и доверяем друг другу, но она «не отпускает», не дает эмоционально оторваться.

Я не могу понять, какое решение принять и что должно быть адекватным аргументом отказа: отсутствие любви или возможность разочаровать маму? От близости я жду только возможного удовольствия, но не уверена, что «игра стоит свеч».

Советоваться с мамой бесполезно — ей неловко говорить об этом, и она даже думать не хочет о том, чтобы у меня сейчас были интимные отношения с кем-то. Как быть?

Екатерина, 20 лет

Такие решения приходится принимать самой. Вы говорите, что мать не готова вас «отпускать», но будете ли вы ждать, когда она созреет для этого? Она может так никогда и не решиться отпустить своего ребенка, таких случаев известно много. Иногда родителям нужно «помочь»: принять решение жить отдельно или, для начала, оградить свою личную жизнь от чрезмерно проницательного родительского взгляда.

Основанием отказа от сексуальных отношений может быть что угодно. Будете ли вы ждать условной отмашки флажком от мамы, мол, теперь можешь встречаться с мужчиной и заниматься сексом? Не возникнут ли у вас претензии, если поймете, что ждали этого разрешения слишком долго?

Кто-то считает, что отсутствие каких-либо тайн от родителей — это свидетельство необыкновенной близости. Кто-то умеет поддерживать близкие отношения, оберегая свои секреты даже от мамы. Для кого-то делиться сексуальным опытом с мамой — значит нарушать границы, совершать что-то немыслимое. Кто-то не осмеливается на свою отдельную эмоциональную и сексуальную жизнь даже в 40 лет.

Доверие — это не «одна психика на двоих». Доверие означает, что взрослая дочь может принять решение, которое матери не понравится, но, признавая за дочерью право быть взрослым самостоятельным человеком, она просто соглашается с ее выбором.