Дорогая Доктор Джи,
Мне очень нужна ваша помощь. Я в одиннадцатом классе, и последние два года мы с мамой все больше отдаляемся друг от друга. Она заставляет меня учиться лучше, и я стараюсь, но она все больше наседает на меня со своими странными методами наказания или помощи.
Сначала она забирала у меня телефон время от времени, теперь же постоянно отнимает его на несколько часов, чтобы я мог «спокойно заниматься». Даже если я говорю, что ничего не задано, она требует, чтобы я все равно сидел за учебниками. Кроме того, она заставляет меня делать то, что мне не по силам. Она говорит, что за месяц я должен исправить все «четверки» на «пятерки», иначе не разрешит мне заниматься в театральной студии.
Мне кажется, ее наказания становятся все более несправедливыми. Сначала она сказала, что я должен найти работу, но потом разрешила ходить в студию. Теперь я даже не представляю, что будет, если я все-таки найду работу. Она запретит мне работать так же, как грозится запретить ходить в студию, если мои оценки будут низкими?
Я уже не знаю, что и думать и какими словами с ней говорить. Все, что я делаю, оборачивается против меня. Можете честно сказать мне, справедливо или нет то, что она делает? Мне очень нужен совет человека, который не связан с моей семьей.
Заранее спасибо.
Расстроенный подросток
Дорогой подросток,
Я рада, что ты мне написал. И то, что ты не сфокусировался исключительно на конфликте между тобой и мамой, очень правильно. Тебя волнует качество отношений между вами – это главное. Ты пишешь, что вы все больше отдаляетесь друг от друга. Попробую помочь вам наладить отношения.
Ты не рассказал о том, как учился раньше, и я не знаю, сколько усилий ты тратишь на учебу, а это очень важная информация. Очевидно, мама расстроена из-за твоей успеваемости и поэтому стремится мотивировать тебя получать более высокие оценки. Мне не совсем понятно, почему ты считаешь, что невозможно за месяц исправить «четверки» на «пятерки». Тебе трудно сконцентрироваться? Тебе тяжело даются домашние задания? Учеба для тебя – не основной приоритет?
В качестве «мотиватора» твоя мама использует наказание. Мне же ближе другой подход: поощрять за достижения. Я предлагаю вам с мамой сесть и составить «контракт ожиданий». При этом важно фокусироваться на твоих усилиях, а не на оценках. Например, если ты будешь тратить два часа на домашнее задание, то в остальное время сможешь беспрепятственно пользоваться телефоном.
Важно понять, что поощрения работают лучше, чем наказания
Детали того, что ты должен делать и что будешь за это получать, вы должны обсудить с мамой. Так ты начнешь чувствовать себя участником процесса и не будешь обижаться на маму за то, что она к чему-то тебя принуждает. Надеюсь, мама согласится на такой план. Особенно важно, чтобы она осознала, что поощрения работают лучше, чем наказания.
Твой вопрос о студии и работе показался мне интересным. Трудно сказать, запретит ли тебе мама работать, если ты будешь получать плохие оценки, – лучше спросить об этом у нее. Важнее обсудить с ней, что ты должен делать, чтобы она позволила тебе посещать студию. Объясни ей, что театр, как и работа, – серьезное обязательство, которое ты на себя взял.
Я советую тебе составить расписание, которое поможет найти баланс. Возможно, тебе понадобится помощь мамы или школьного психолога. Желаю удачи в движении вперед.
Доктор Джи.
Об авторе
Барбара Гринберг (Barbara Greenberg) – клинический психолог. Подробнее на ее