Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)
Ненавижу «половые» праздники

«С ужасом жду «гендерных праздников»: Дня влюбленных, 23 февраля и 8 Марта. Придумываю дела вне офиса или заболеваю, чтобы не сдавать деньги на вымученные сюрпризы. При этом мне как будто стыдно, я даже извиняюсь. Как-то не поздравила cвоего парня, и он обиделся, на этот раз уже готовлюсь, но злюсь — будто заставляют через силу».

Наталья, 26 лет, Курган

Екатерина Михайлова, психотерапевт

Точно знаю, Наталья, что нелюбимые вами праздники у многих вызывают примерно те же чувства. В студенческие времена мы с однокурсниками отказались от всяких «М» и «Ж» и отмечали 1 марта — начало весны. Вместе, весело, без тематических тостов и пошлых открыток. Но мы приняли такое решение именно вместе.

Вы же сердитесь и недоумеваете скорее по поводу того, что вашего отношения к этим датам не разделяет даже самое близкое окружение. Вам как будто стыдно. Хочется спросить: «За что?» Думаю, за то, что вы не вместе с другими. Если поздравляете скрипя зубами, вы словно поддались общественному давлению, что уж там деликатничать, «прогнулись». Если игнорируете — получаете «ответные санкции»: кто-то обиделся, с кем-то поссорились.

Праздник — это смотр социальных связей, он обязан кого-то с кем-то сплотить. Человек, которого не позвали со всеми «отмечать», чувствует себя изгнанным. Тот, кто сам не пошел, да еще и критикует повод, бросает вызов окружению. Оно реагирует соответственно.

Все три нелюбимые даты внедряют идеализированные образы мужчин, женщин и их отношений. И что-то вас в этой лубочной мифологии сильно злит. Но беда в том, что объектом злости стали именно праздники, а они публичны по определению. Можно поискать корни злости или оставить все как есть, а можно поискать окружение, толерантное к «отступникам».