Стереть пережитую боль, восполнить недостаток того, в чем мы когда-то так нуждались… Как это было бы прекрасно! Но мы не можем переписать свою ис торию. Зато мы вольны истолковать ее по-другому. Потому что, как объяснил философ Поль Рикер (Paul Ricoeur), мы обладаем нарративной идентичностью: мы есть то, что сами о себе рассказываем, и воспоминания – всего лишь наши рассказы*. А раз мы сами – авторы этих историй, то у нас всегда есть возможность их изменить. Немного приукрасить или добавить драматическую нотку, поменять детали местами, посмотреть на ситуацию под другим углом зрения... Именно таким «наведением порядка» занимается наше бессознательное. «И это неизбежно: прошлое остается с нами, оно включено в настоящее, особенно если в нем есть неизжитые волнения, страхи и тревоги», – говорит психоаналитик Андрей Россохин. Впрочем, в этом – и наша свобода: не в силах исправить прошлое, мы можем работать над настоящим, двигаться вперед, стремиться к тому, что нас радует, используя то, что нас питает, выдвигая на передний план лучшее, что происходило с нами. На этом принципе основан и один из видов психотерапии – нарративный подход, который подчеркивает важность настоящего и позволяет составить свой рассказ, что-то оставляя за скобками, а чему-то придавая необходимый вес. «Историю своей жизни пишем мы сами, но есть те, кто постоянно учит нас ее писать: близкие и окружающие, на которых, в свою очередь, влияют общественные установки, – говорит нарративный консультант Екатерина Жорняк. – Но в наших силах увидеть альтернативы, лучше понимать то, о чем мы раньше даже не задумывались, ощущать, что можно быть другими и всегда выбирать, кем быть».
* П. Рикер «Я-сам как другой» (Издательство гуманитарной литературы, 2008).