Они работают с четырех ночи до одиннадцати утра или увольняются, чтобы заниматься семейными делами, превращают свое хобби в приятный способ зарабатывать на жизнь или уходят с ответственной должности, чтобы больше принадлежать себе. Таких людей среди нас становится все больше, и они сами выбирают нетипичный, весьма далекий от стандарта рабочий распорядок. Почему они это делают? Как живут эти люди? С какими трудностями им приходится сталкиваться? И самое интересное: что выигрывают они от такой организации собственной жизни?
«Мне нравится работать, когда меня некому контролировать»
Мария, 26 лет, тележурналист

«В 3.30 к моему подъезду подъезжает машина, в четыре утра я уже на работе, а в 11 я выхожу из офиса и еду домой. И так неделя через неделю. Это стандартный график в теленовостях, вот только на утреннюю смену способны не многие. Я – единственная в нашей бригаде, кто ни разу не проспал, не спутал утро с вечером и не выпал из реальности. Мне предлагали перейти в вечерние новости – это считается намного более престижным, но я отказалась. Ведь в моем графике есть колоссальное преимущество: утром на работе нет начальства. И дело не только в том, что тебя ни к кому не вызывают и не отчитывают. Тебя некому контролировать! И можно вставить в свое сообщение ту информацию, которую не всегда могут позволить себе вечерние новостники. К тому же мне доставляет неимоверное удовольствие уходить с работы именно тогда, когда большинство на нее только приходит. Можно гулять по еще утреннему городу, ходить на выставки, спокойно учить дома иностранные языки или просто ничего не делать! Мало кто из моих знакомых может себе это позволить. Единственный вопрос, на который я пока не знаю ответа, – когда спать? Днем жалко, вечером тоже, поэтому иногда я сплю по четыре часа в сутки. Правда, пока нашу бригаду никто не смог убедить в том, что это большая проблема».
«Я могу общаться с дочкой и заниматься музыкой»
Сергей, 33 года, менеджер цветочного склада
«Я в цветочном бизнесе уже 12 лет. Еще на втором курсе института я и пара моих одногруппников решили подработать грузчиками на цветочном складе. Мне нравилось! Мы разгружали по ночам огромные фуры из Голландии. После окончания института мои коллеги по разгрузке пошли работать по свежеприобретенной специальности, а мне предложили остаться на складе, но уже в качестве менеджера. С тех пор я поменял несколько должностей и фирм, но остался верен цветам и ночному графику работы. Сейчас я провожу на складе несколько ночей в неделю – принимаю фуры, смотрю за сортировкой заказов. А в перерыве между поставками бужу друзей звонками. А они шипят мне в трубку: «Ты что звонишь, сейчас три часа ночи, я сплю!» Ребята, а мне поболтать с вами хочется! Это, конечно, неудобство. Еще не очень удобно, что основная работа приходится на ночи пятницы и субботы, а это единственные ночи, когда мои друзья как раз не очень-то спят. А в остальном я счастливый человек. Я сплю до двух часов дня, а дальше у меня есть время общаться со своей двухлетней дочкой Яной и заниматься любимым делом – музыкой. У меня есть своя группа и музыкальная база, для которой я недавно купил 19 гитар. Просто приехал на музыкальный склад днем, когда там никто не толпится, и выбрал самое лучшее».
«Я – хозяйка себе, своему времени и своим доходам»
Елена, 31 год, фотограф
«Я – дитя начала 90-х, поэтому мысль о собственном бизнесе не давала мне покоя лет с пятнадцати. «Надо зарабатывать деньги», – твердила я себе, когда в 18 лет зарегистрировала свое первое ИЧП (индивидуальное частное предприятие). Торговала чем могла – унитазами, например. Но бизнес приносил маленький доход, а потом перестал приносить его совсем, поэтому я отправилась работать менеджером. У меня до сих пор сохранились грамоты лучший работник месяца, а когда я дослужилась до начальника большого отдела, я поняла: надо что-то менять.
Я уволилась с работы, пошла учиться на курсы фотографии, часть квартиры превратила в фотостудию, написала бизнес-план и дала рекламу на радио. Сейчас я профессиональный рекламный фотограф, а также хозяйка себе, своему времени и своему доходу. Поэтому периодически я работаю сутками. Но могу и сказать: «Сегодня я ничего делать не буду, а буду весь день валяться в кровати». Конечно, вопрос самодисциплины сразу встал очень остро. Но сейчас – уже даже без строгого начальника над головой – такое случается все реже и реже. Правда, мне очень жалко своего мужа, который продолжает работать в офисе, а вечером, приходя с работы, начинает трудиться над нашим общим бизнесом. Но он безропотно терпит, ведь сбылась моя мечта!»
«У меня есть время, чтобы двигаться в глубь себя»
Жанна, 36 лет, журналист и психолог
«Я проработала редактором Psychologies два года. Это было движение вверх: мои должности становились все ответственнее, зарплата – выше. Но и мое психологическое образование, и общение с экспертами журнала все сильнее, все серьезнее подводили меня к тому, чтобы изменить направление – двигаться не вверх, а в глубь себя. Как-то, выполняя психологическое упражнение, я записала несколько определений себя: женщина, брюнетка, сотрудник, а потом мысленно должна была снять с себя эти ипостаси, освобождаясь от связанных с ними стереотипов. Я сделала это упражнение несколько раз и почувствовала, что некоторые из моих состояний мне просто жмут. Среди них было и сотрудник. Я не оставила журналистику, пишу статьи в разные издания, в том числе и в Psychologies, но сейчас у меня есть время, и я могу распоряжаться им сама. Денег, конечно, стало меньше, но на моем душевном состоянии это пока не сказывается. Жизнь замедлилась: я гуляю в парке, пересматриваю любимые фильмы, придумываю блюда (чему крайне рад мой муж), встречаюсь с друзьями, читаю, думаю – и внутри словно что-то расправляется, уходит лишнее, освобождая место для нового. В этой медленности, конечно, есть и опасность: можно потерять ритм, выпасть из жизни. Поэтому я размышляю о занятиях, которые могли бы мне подойти, ставлю новые цели. Но при этом чувствую себя свободной, спокойной и взрослой».
«Я зарабатываю способами, которые доставляют мне удовольствие»
Павел, 30 лет, отец-домохозяин
«Я работал в рекламном бизнесе – приезжал в офис на три-четыре часа, зарабатывал неплохие деньги. Но меня не покидало ощущение, что все это не для меня и надо что-то менять. И в один прекрасный день я подошел к владелице нашей компании и сказал, что ухожу. Когда дома я сообщил семье, все были в шоке. Моему сыну Саше тогда только исполнилось пять месяцев. Я сказал жене: «Ты же так хочешь вернуться на работу! Так давай, выходи. А я буду сидеть с ребенком». Правда, в первый месяц было трудно – я поправился на целых семь килограммов. А потом все наладилось и пришло в норму – я вдруг почувствовал себя абсолютно счастливым человеком. Во-первых, для меня не составляло никакого труда заниматься какими-то домашними делами, и мне очень нравится общаться с сыном. Мы отлично проводим время: гуляем, смотрим мультфильмы. Знакомые часто удивляются: «Вот мой ребенок сейчас бы устроил истерику, а Саша ведет себя спокойно». Мы с женой пришли к мнению, что отличное поведение ребенка – следствие именно мужского воспитания. Во-вторых, я могу свободно заниматься любимым делом – музыкой. Я солист и автор песен группы «Свободное посещение». Я продолжаю зарабатывать деньги, но уже теми способами, которые доставляют мне удовольствие или не отнимают моего времени, превращаясь в обязаловку».