Шок, страх, отчаяние – эти чувства испытал каждый, кому довелось услышать диагноз «рак». Как найти в себе силы бороться? На что опереться, когда земля уходит из под ног? Что предстоит пережить?

Два года назад Валентине поставили диагноз – «инфильтративный дольковый рак с метастазами». Чисто интуитивно, чтобы как-то справиться с эмоциями и структурировать переживаемый опыт, она стала вести дневник – своеобразные письма к самой себе. В них она по крупицам собирала слова, простые жесты, мысли, которые помогли ей справиться с болезнью, не бросить терапию и восстановиться после тяжелого лечения.

С разрешения Валентины мы публикуем эти записи с ее – сегодняшними - комментариями.

В начале пути: диагноз

Первый шаг: химиотерапия

Второй шаг: операция

Третий шаг: лучевая терапия

Четвертый шаг: восстановление

Опыт, который поможет помочь жить. Часть 2

Первый шаг: химиотерапия

«Я очень хорошо помню, как мы с дочкой с бесконечными пакетами приехали в приемный покой онкологического центра. Я не знала, что представляет собой эта самая химиотерапия. Как я ее перенесу? Оказалось, проходит она у всех по-разному. Более того, она у меня проявлялась каждый раз по-новому, а мне предстояло пройти четыре курса плюс еще два после операции.

Тошнота, невыносимое чувство усталости, а тут еще и волосы начали выпадать уже после 18-й процедуры. Мне помогли справиться мой лечащий врач, поддержка дочери, музыка, которую я слушала в наушниках во время и после процедуры. Даже вкусные конфеты, которые приносил муж, радовали меня. Я старалась читать смешные книги. Именно мой настрой на помощь самой себе и поддержка близких играли огромную роль в лечении.

Важно верить в свои силы. И правильно их расходовать, концентрируясь лишь на одной актуальной сейчас цели – выздоровлении.

Да, было очень трудно. Иногда я так уставала на этом бесконечном марафоне, что, перепрыгнув очередной «барьер», падала без сил. Лежа думала: что делать дальше? Остаться лежать? Или все же сделать (еще) усилие, встать и идти дальше? И я выбирала второе!

Я старалась видеть что-то хорошее даже там, где, казалось, оставалось только опустить руки.

Волосы выпадали. Я научилась красиво завязывать платки и шали на голове, вязала шляпки вместе с мамой.

Под влиянием химиотерапии у меня ухудшилась память. Бывает, начиная говорить, я вдруг понимаю, что забыла, о чем хотела только что сказать. Сначала я очень расстраивалась, но постепенно поняла, что не надо заострять на этом внимание, лучше просто переключиться на что-то другое.

Мои мысли сейчас похожи на автобус, на который я, к сожалению, опоздала. Но ведь я могу дождаться следующего. А если еще немного подождать, то вернется тот самый, мне нужный.

Все, что ни делается, - к лучшему, поэтому буду терпеливо ждать!

Помню случай, когда я между курсами химиотерапии зашла в магазин, и тут капюшон от моего пальто упал. Продавщицы увидели неприятное для них зрелище, а именно женщину болезненного вида и практически без волос. Они переглянулись и в грубой форме отказали мне в покупке. На меня это произвело такое впечатление, что отныне каждый раз, выходя на улицу, я красилась и одевалась, как на праздник. Я осознала: нужно в первую очередь любить и уважать себя. Даже в таком состоянии, нужно находить в себе силы, чтобы заботиться о себе. И улыбаться.

Это так важно – улыбаться, даже когда вам совсем непросто.

После двух химиотерапий мне сделали обследование, и УЗИ показало улучшение! Для закрепления результата провели еще две процедуры. И очередной консилиум врачей постановил: операция».

Второй шаг: операция