Кризис среднего возраста всех нас поражает по-разному — в определенный момент появляется осознание, что не все, о чем мечтал, сбылось. Почему-то сейчас ты живешь не так, как представлял себе десять лет назад. Мы бросаем в фонтан монетки, следим за падающей звездой, но мечты не спешат исполняться.
Именно поэтому пару лет назад я решил каждый год делать что-нибудь значимое, интересное и бросающее вызов лично мне — чтобы было что вспомнить на пенсии и рассказать правнукам. В 2016-м это был автопробег Москва—Владивосток, а в 2017-м я отправился за ответами на свои вопросы на Эльбрус — в одно из самых неприступных, опасных и в то же время манящих мест на Земле, посетить которое многие мечтают всю жизнь. И я долго был в их числе.
Чтобы отправиться в экспедицию, мы с коллегами собрали команду из двадцати человек. Но совершил восхождение только я — в последний момент у каждого появилась причина, которая ему не позволяла уехать.
— Послушай, меня жена не отпускает.
— Привет, я не смогу, колено заболело.
— Никак не смогу, жена просит с ребенком посидеть.
И так далее.
По-моему, именно понятие решимости и готовности расширить свои границы разделяет тех, кто добился выдающихся успехов, создал значимый бизнес, и тех, у кого это не получается.
Лелеять мечту, но не достигать ее, — это история для хорошего грустного романа в стиле Франсуазы Саган
Когда я рассказываю знакомым и клиентам о восхождении, многие отвечают: «И я тоже мечтаю». Из уст 50-летнего директора это скорее звучит как шутка. «Когда ты закончишь мечтать и купишь билет в Минеральные Воды?»
Лелеять мечту, но не достигать ее, — это даже романтично, как вздыхать по красивой девушке из соседнего отдела, но так и не позвать ее на кофе. Это история для хорошего грустного романа в стиле Франсуазы Саган – или плохой грустной жизни в реальности.
Перед восхождением я поговорил с опытным альпинистом-инструктором:
— Чем ты занимаешься? — спрашивает Дмитрий.
— Я хедхантер, подбираю руководителей для крупного бизнеса.
— Круто. А олигарха N знаешь?
— Лично — нет. Работаю на его команду.
— Может, миллионера X знаешь?
— С ним, к сожалению, не знаком.
Оказывается, 31-летний инструктор по альпинизму знает лично больше участников из списка Forbes, чем опытный хедхантер. Почти все они перебывали на Эльбрусе — и многие не раз, часто в рамках подготовки к Эвересту. Так что же заставляет успешных и состоявшихся людей, размахивая ледорубом, в исключительно жестких физических условиях лезть в горы, рискуя при этом жизнью? Внутренняя решимость? Брошенный себе вызов? Не потому ли у них получается принимать решения и строить успешный бизнес?
Все они привыкли бросаться в бой с головой, с удовольствием отвечать на вызовы в бизнесе и личной жизни. Мечта покорить еще одну вершину для них выглядит не как красивая картинка из журнала, а как цель, которой они обязательно достигнут.
На тот случай, если соберетесь покорить Эльбрус, расскажу, как это было у меня. Продолжительность тура с временем на акклиматизацию составляет примерно 9-10 дней. Именно за этот период организм успеет адаптироваться к низкому содержанию кислорода и высоким физическим нагрузкам. Предсказать, как именно организм поведет себя в условиях горной болезни, невозможно. И хорошая физическая подготовка тут ничего не гарантирует. Да, поджарым и спортивным подниматься в гору немного легче, но эта фора невелика. Чтобы дать организму адаптироваться, нагрузки увеличивают постепенно.
По прибытии на Эльбрус начались первые изнуряющие тренировочные дни с пешей прогулкой по крутым горам в 20 км в день. Поначалу я воспринимал происходящее только как физический вызов телу, привыкшему к комфортной жизни в Москве. Никакие размышления о высоких материях не протискивались в рой мыслей о том, как продержаться еще один день и не развернуться обратно домой, не свалиться в зияющую пропасть и не задохнуться от напряжения и нехватки воздуха на высоте 5000 метров. Но, как это часто бывает у спортсменов, в один из дней я переступил порог адского дискомфорта и почувствовал, что открылось второе дыхание. Карабкаться легче не стало, но разряженный воздух словно перезагрузил мое восприятие мира.
Изначально я бросал самому себе физический вызов, но получил гораздо больше. Оказывается, горы меняют людей, и часто к лучшему. Эльбрус дал некоторым участникам нашего восхождения то, в чем они отчаянно нуждались. Кто-то заметно смягчился, стал терпимее к окружающим. Я, находясь в процессе тяжелого развода, успокоился.
И дело не только в часах, проведенных в созерцании потрясающих видов. Поднимаясь в гору по несколько часов в день, по сути, ты все время наедине с мыслями — такую роскошь в обычной офисной суете мало кто может себе позволить. Начинаешь считать шаги или вдохи и выдохи, и рано или поздно суетные мысли уходят и наступают покой и ясность. Все детали пазла встают на место. Я понял, что мечта никогда не осуществится, пока ты не сделаешь над собой усилие и не перестанешь искать оправдания.
Часто я задаю себе вопрос: «Зная то, что ты знаешь теперь, сделал бы ты это снова?» И в случае с Эльбрусом мой ответ: «Конечно!» Но во второй раз я бы осознанно шел за внутренним покоем.
Впрочем, за ним я еще пойду – на Килиманджаро, самую высокую вершину Африки.
Об авторе
Константин Борисов – хедхантер, основатель компании Support Partners, преподаватель бизнес-школы «Сколково», участник рейтинга «ТОП-1000 менеджеров России» по версии ИД «Коммерсантъ», 2016. Его